суббота, 8 октября 2016 г.

Три источника обратной связи в обучении

Любопытное обсуждение затеяли коллеги – про обратную связь.
Не могу молчать и не отреагировать на типичное, на мой взгляд, заблуждение многих коллег, зафиксированное Борисом Баублисом: «обучения без обратной связи не бывает, во всяком случае, успешные примеры такового мне неизвестны". Как без обратной связи узнать, насколько эффективно организован процесс обучения?
Экзамен, тест, контрольная и т.д. помогает это понять, и принять меры в случае необходимости.»
Увы,
  1. Типичные "экзамен, тест, контрольная" в обучении - это не обратная связь, а диагностика и оценка состояния системы пост фактум. Обратная связь же - это процесс саморегулирования, который обеспечивает текущее оптимальное состояние функционирования системы, корректируя возможные и реальные ошибки, отклонения и возмущения. Смысл обратной связи в обучении - не отметочку выставить, а обеспечить качество обучения на стороне ученика. По контролю в конце четверти и семестру затруднительно узнать, «насколько эффективно организован процесс обучения», не так ли? Поздно, процесс прошел / поезд ушел. Необходимость "принять меры" задним числом - самообман и самоутешение, фикция и лишние затраты сил и средств. Здесь не контроль, а мониторинг нужен.
  2. Кроме того, коллега не различает обратной связи на стороне преподающих и управляющих обучением с одной стороны, и обратной связи на стороне ученика, с другой. Без одной не бывает преподавания, а без другой учения. Это две разных обратных связи, две разных автономных деятельности, с разными субъектами, процессами и логикой. И соприкасаться эти процессы могут лишь в одной, ИМХО, точке: в актах управления учением со стороны средства обучения. Будь до преподаватель, е-курс или физический тренажер-имитатор, к примеру, кабины самолета или места машиниста метро.
На самом деле есть еще и третий источник обратной связи в обучении – учебная (тренинговая) группа. Для ее индивидуального участника когнитивная обратная связь имеет форму рефлексии и выражается в коррекции поведения под влиянием групповой динамики и лидеров группы.
Итак:
Три источника обратной связи в обучении:
  1. Средство обучения
  2. Учебная (тренинговая) группа
  3. Обучающийся (самооцениващий, самоконтролирующий и сам корректирущий свое поведение).
Как бы ни влияли источники 1 и 2 на источник 3, в итоге процессы обратной связи должны быть запущены в голове и в пределах кожи ученика. И если эта обратная связь не рефлексивна, то мы получим обучение по типу дрессуры – типа формирования условных рефлексов по Павлову, т.е. скорее биологический, чем культурный тип обратной связи. В итоге мы должны сложить плоды усилий всех источников  ОС в обучении в "одну корзину": обеспечить его качество на стороне ученика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий