суббота, 24 ноября 2012 г.

Сетевое взаимодействие и методы обучения

В поисках форм и правил сетевого взаимодействия полезно было бы, прежде чем переоткрывать велосипед, обратиться к дидактике. А именно, к вопросу о методах обучения:
Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания.

Сейчас стало модно отождествлять сетевое обучение с инновациями: с обучением равных (даже преподаватель или эксперт вынужден прикидываться равным), с отказом от авторитарной позиции преподавателя, с решением сугубо творческих задач (будто нетворческих не осталось) и т.п.
Ирония здесь состоит в том, что сетевое обучение это вовсе не обязательно конструктивизм, коннективизм, сMOOS и тому подобные самоорганизующиеся и смыслопорождающие прелести.
Сетовое обучение успешно может быть вполне себе и репродуктивным, традиционным как по форме, так и по содержанию (равно как и творческим). Например, мне известны две компании, где весьма широко используется следующий формат обучения равных рядовых сотрудников для решения  повседневных и не очень задач:
человек, испытывающий те или иные затруднения в работе, столкнувшийся впервые с конкретной производственной проблемой, обращается за помощью к себе подобным и в большинстве случаев достаточно оперативно получает ответ на свой вопрос от равностатусных коллег.

В одной из этих компаний уже много лет работает круглосуточная справочная линия, в ряду задач которой стоит как раз разрешение подобных ситуаций. Спрашиваю у специалистов компании, зачем нужен такой форум, если у вас соответствующий колл-центр есть?
В ответ получаю:
  • не на все вопросы в этом центре можно получить решения, форум для общения сотрудников здесь в разы эффективнее,
  • на линию трудно дозвониться,
  • оказание помощи является лишь одной из задач колл-центра, отнюдь не первостепенной.
А причем тут методы обучения, спросите?
Да при том, что принципы и правила взаимодействия тех, кто запросил знаний, и тех, кто их дал, здесь также работают. Вполне традиционные репродуктивные правила. Вряд ли эти принципы с точки зрения теории обучения (но не практики в компании) такие уж инновационные.

1. Знание методов обучения и 2. их реализация в ходе сетевого взаимодействия как раз и позволяет организовать и реализовать целесообразное и управляемое сетевое взаимодействие.
Иными словами: сетевое обучение и, следовательно, взаимодействие позволяет реализовывать самые разные методы обучения. например, такие:
  • объяснительно-иллюстративный (вполне приемлем для реализации обучения равных в приведенном выше примере, а также для работы в сети преподавателя или тренера),
  • репродуктивный (нет лучше способа для овладения технологическими процессами и порядком выполнения инструкций).
Кто сказал, что это несетевые методы? Что в сетях их невозможно, нельзя или нецелесообразно применять? Как именно организуется в рамках этих методов учебное взаимодействие достаточно погуглить, а лучше, почитать в книжках.

Однако, мы слишком креативны, чтобы снисходить до примитивных иллюстративных и репродуктивных методов в сетевом обучении. Нам креатива подавай! Пожалуйста, вот некоторые методы в рамках проблемного обучения:
  • диалогический, 
  • эвристический, 
  • исследовательский
Все эти методы роднит наличие ряда стадий:
  • обнаружение проблемной ситуации (включая проблему дефицита/отсутствия знаний для ее разрешения);
  • формулировка проблемы и представление ее в виде одной либо нескольких проблемных или исследовательских (поисковых) задач; 
  • решение задач(и) путем выдвижения гипотез и предположений;
  • проверка гипотез и предположений / верификация полученных данных;
  • проверка решения проблемы в целом.
 В свою очередь, реализация этих стадий требует следования определенным правилам взаимодействия (будь то внешний и даже внутренний диалог). Эти то правила достаточно давно, многообразно и довольно подробно представлены в описаниях методов обучения.
Ну, а чтобы эти правила заработали в рамках сетевого обучения - формального или  неформального, без разницы - его организаторы должны их элементарно знать, прежде чем пытаться применять, а тем более с полемической пеной у рта "переоткрывать велосипеды".

И вообще, стоит ли выдумывать новые классификации способов (правил) учебного взаимодействия в сети
  1. если они уже давно "выдуманы" и описаны в рамках методов обучения,
  2. прежде чем ранее "выдуманные"  правила предварительно не изучены озабоченными инноваторами.
P.S. Изложенные в предыдущем посте правила никакого отношения к методам обучения не имеют, так как не являются дидактическими.

Комментариев нет:

Отправить комментарий