понедельник, 1 декабря 2014 г.

Такие разные игры и одно электронное обучение

Сегодня компьютерные игры стали не только развлечением, но и носителем культуры. Они мало похожи на балетную сцену, галерейную стену или книжную страницу, но точно так же фиксируют современную мораль, этику, иллюзии, надежды и представления о прошлом и будущем большинства людей.
Бурлаков И.В. HOMO GAMER. Психология компьютерных игр М.:, 2000
Сейчас у нас в тренде (оно же – очередная шумная компания) игровое обучение и геймификация. Захотелось повнимателеьней разобраться, а что же такое обучающие игры. Полез в Викепедию и застал вот такую картину:

Не знаю, как вы, коллеги, а после прочтения такой энциклопедической статьи, скорее стал знать и понимать про игры меньше, чем до ее прочтения понимал.
Здесь же представлено минимум аж 3 понимания игры, и все, по большому счету, разные и про разное и не сильно совместимое:
Исходные посылы
Исходные недоумения по поводу посылов
Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения
Д.игры = занятия в виде игры, реализующие некие принципы игры. Сплошная тавтология.
Да и что тут курица, а что яйцо: игра или активное обучение? Игры и животным свойственны, а те без фиксированной структуры деятельности и тестов, а часто и без учителей-родителей обходятся.
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
А всякая ли обучающая игра – коллективная? Более того, скоро мы увидим, что в игре не цель важна, а процесс.
Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Является ли игрой учебное «имитационное моделирование» студентом-архитектором картонно-пенопластовое и/или математическое моделирование здания или создание его 3D-модели, чертежа в AutoCad'е? Ну разве что с очень философской точки зрения.
Понятно, что Википдения – источник иногда недостоверный. Однако в данной статье нашли, думается, выражение такие свойства мышления наших обучателей, как эклектизм и синкретизм. Проще выражаясь – страсть валить всю в кучу. И чем круче в этой куче намешаны ассоциации по поводу собственных иллюзий, тем круче эта куча.
Разумеется, на один и тот же предмет могут существовать разные взгляды. Тем более, в e-learning, в смысловом поле которого могут оказываться данные и психологии, и философии, и дидактики, и математики с кибернетикой и даже искусственного интеллекта. Кстати, каждая из этих наук исследует феномен игры. И в каждой из них также есть различные взгляды на игру.
Вот как определяет игру Современный энциклопедический словарь
ИГРА, вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным.
Математическая теория игр рассматривает игру как конфликт и исследует формальные модели принятия решений в условиях противоречий интересов, неопределенности. Надеюсь, геймификация в электронном обучении будет развиваться и в этом направлении.
В обще же дидактическом смысле представляется наиболее современным и перспективным следующий подход к игровому обучению:
Игра  это прямая противоположность заранее заготовленным ответам в образовательной среде, построенной вокруг авторитета учителя. В игровом обучении учащиеся свободно экспериментируют; состязаются в честолюбии и любопытстве; рискуют творить и придумывать, свободно создавать и соединять самым немыслимым способом, что было бы совершенно невозможно в условиях внешнего принуждения (перевод Ивана Сидорова).
Play: This is the opposite of compliant response to teacher-centered environments. In play, learners freely experiment, show ambition, follow curiosity, and take risks to create, design, evolve, and connect in ways that are otherwise impossible under complusion.

Комментариев нет:

Отправить комментарий