В последнее время с подачи уважаемой Елены Денисовой вспыхивают довольно активные обсуждения про соотношение управления знаниями и электронного обучения, например.
Коллеги остро и правильно ставят вопросы, однако ответы на них в публикациях, особенно по последней ссылке на пост Павла Безяева, скорее всего, находятся в области благих намерений и довольно абстрактных деклараций, нежели содержать хоть какие программы действий.
Одно из практических решений этой проблемы лежит, думается, в области дидактической инженерии (которую для красного словца (и не совсем корректно) мы порой называем "электронной педагогикой").
Методологической основой как современного педагогического дизайна, так и управления знаниями выступает именно инженерия знаний, системно и последовательно, а не на уровне благих пожеланий исследующая процессы извлечения, представления, систематизации и применения знаний и оперирующая соответствующими процедурами. Она же может выступить (и выступает на деле) методологической основой управления знаниями.
Однако в управлении знаниями и в обучении инженерия знаний работает существенно по-разному, так как у knowledge management и в обучении разные объекты, разные субъекты, разные деятельности и составляющие их операции, отличные цели/результаты при значительной близости и даже тождестве моделей, ряда процессов и аксиоматики, понятийного аппарата.
Об этой разнице как-нибудь поговорим особо.
Начать же решение проблем и управления знаниями, и управления желательными изменениями (обучением) личностями можно со следующего:
Прежде чем управлять знаниями фирмы и/или личностыми (индивидуальными) изменениями в головах и деятельности учащихся, нужно Коллеги остро и правильно ставят вопросы, однако ответы на них в публикациях, особенно по последней ссылке на пост Павла Безяева, скорее всего, находятся в области благих намерений и довольно абстрактных деклараций, нежели содержать хоть какие программы действий.
Одно из практических решений этой проблемы лежит, думается, в области дидактической инженерии (которую для красного словца (и не совсем корректно) мы порой называем "электронной педагогикой").
Методологической основой как современного педагогического дизайна, так и управления знаниями выступает именно инженерия знаний, системно и последовательно, а не на уровне благих пожеланий исследующая процессы извлечения, представления, систематизации и применения знаний и оперирующая соответствующими процедурами. Она же может выступить (и выступает на деле) методологической основой управления знаниями.
Однако в управлении знаниями и в обучении инженерия знаний работает существенно по-разному, так как у knowledge management и в обучении разные объекты, разные субъекты, разные деятельности и составляющие их операции, отличные цели/результаты при значительной близости и даже тождестве моделей, ряда процессов и аксиоматики, понятийного аппарата.
Об этой разнице как-нибудь поговорим особо.
Начать же решение проблем и управления знаниями, и управления желательными изменениями (обучением) личностями можно со следующего:
- различения смыслов понятий и управления метаморфозами в "цепочке" данные → информация → знания;
- различения типов знаний и управлением каждым из них что в сфере
knowledge management, что в области обучения.
- прежде знать, а что такое знание и какова его типология;
- правильно оперировать каждым из типов знаний что для повышения капитализации человеческого ресурса компаний (knowledge management), что для повышения личностной эффективности и социальной адаптивности субъекта (e- и очное learning).
Повторюсь: для каждой из разновидностей знания существуют свои процессы и операции применения в обучении. Иными словами, методики работы с каждым из них в учебном процессы свои и разные.
Менее современную классификация знаний, точнее, учебного знания, с позиций классического педагогического дизайна и методику их использования в учебном процессе мы с коллегами годами реализуем и в своих электронных курсах. Там число типов знаний в разы скромнее, что не мешает, впрочем, весьма прагматично работать с ними в e-learning. За последние 5 лет с методикой из применения ознакомилось немало коллег. В ближайшее время это произойдет в рамках обучающей программы «Создание результативного электронного курса: от концепции до реализации». Приглашаем ...
Публикации на эту же тему
Менее современную классификация знаний, точнее, учебного знания, с позиций классического педагогического дизайна и методику их использования в учебном процессе мы с коллегами годами реализуем и в своих электронных курсах. Там число типов знаний в разы скромнее, что не мешает, впрочем, весьма прагматично работать с ними в e-learning. За последние 5 лет с методикой из применения ознакомилось немало коллег. В ближайшее время это произойдет в рамках обучающей программы «Создание результативного электронного курса: от концепции до реализации». Приглашаем ...
Публикации на эту же тему
Спасибо, Владимир Валентинович за бережное отношение к цепочкам знаний и сопутствующим процессам
ОтветитьУдалить