Должно ли обучение учить думать, готовить
интеллектуалов? Беда в том, что обучение способно, и вполне успешно, готовить
бездумных исполнителей и приспособленцев, специалистов по одурачиванию и
манипуляциям. Причём второе оно делает куда успешнее и с меньшими затратами,
чем первое, чем выращивая новаторов и творцов. Особенно если первому
споспешествует социальной заказ.
Вообразим, что образование должно
“производить” интеллектуалов. А кто они такие,
спрашивается? Чтобы не утруждаться самому, позаимствую определение у Пола Александера Барана:
“Интеллектуал - это социальный критик по
своей сути, человек, чья обязанность определять, анализировать и таким образом
помогать в преодолении препятствий, мешающих продвижению к лучшему, более
гуманному и более рациональному общественному порядку”.
Думается, вполне рабочие определение,
способное задать направленность деятельности школ и, особенно, учреждений,
которые занимаются профессиональной подготовкой. (Про настоящую магистратуру, а
также аспирантуру и докторантуру здесь упоминать просто неприлично.)
Всякие ли образовательные подходы способны
обеспечить производство интеллектуалов. В литературе, к примеру, выделяется от
трех-пяти до восьми и более таких
подходов-парадигм. Однако ни один из цитируемых и иных известных мне источников, увы, не считает
нужным подготовку молодых интеллектуалов по П.Барану.
Мы же, споря, какая из парадигм круче и
инновационнее, зачастую упускаем, что выбор образовательной парадигмы
обуславливается набором ценностей, прежде всего ценностным отношением к ученику,
точнее - выпускнику.
Взгляните на картинку, размещенную выше. В списках парадигм в отечественной традиции стыдливо отсутствует такая ценность:
Взгляните на картинку, размещенную выше. В списках парадигм в отечественной традиции стыдливо отсутствует такая ценность:
обучающийся ценен постольку, поскольку конструктивно
преобразует, совершенствует окружающий его мир.
Его этому учат! К соответствующему -
преобразующему - социальному и профессиональному поведению готовят + учат и
критически относиться к своим же мыслям и действиям. Преобразования же без ломки чего-то
отживающего или неоптимального ни вне, ни внутри себя (критическая рефлексия)
невозможны. Надо ломать! Цепляя
чьи-то интересы, естественно.
Сейчас у нас на ниве образования очередные
циклы повторяющихся поветрий да
преобразований: личностно-ориентированное, адаптивое, персонифицированое да
индивидаульное обучение и прочие гуманизации и творчествофикация да
геймификация всего подрастающего и повышающего квалификацию народонаселения.
Дело в том, что все эти замечательные поветрия с успехом могут быть
реализованы в любой из парадигм (кроме, пожалуй, эзотерической). В рамках любых
форм обучения.
Нынче у нас в фаворе смешанное обучение,
поскольку предлагает, по-видимому, самый богатый дидактический инструментарий,
самые разнообразные средства доставки и организации обучения
(особенно при наличии персонального тьюторинга). Однако ни смешанное обучения, ни
упомянутые поветрия не дадут (и не дают) существенного повышения качества
обучения, если будут реализовываться вне контекста и ради материализации в
деятельности основополагающих ценностей. Которые, в конечном итоге обеспечивают
и смысл и результат обучения. Зачем продавец строительного магазина изучает
штукатурки? Чтобы знать свойства товара и продавать его? адаптироваться к
начальству, порядкам в компании и к клиенетам? реализовывать свою
индивидуальность? или изменять свою работу и ее условия к лучшему?
Определимся с этими “зачем” - разберемся с результатами обучения и
компетенциями.
Приглашая слушателей на свои курсы по
смешанному обучению, мы говорим: Вы сможете выбрать нужную себе парадигму,
проектировать и создавать свои обучающие продукты в ее рамках, “исповедовать”
любые, актуальные для себя (или заказчика обучения) ценности.
Поэтому советуем своей аудитории:
- прежде чем приступать к обучению аудитории, определитесь с базовой - конечной и высшей - ценностью своего курса, с тем, чем будет ценен выпускник в итоге обучения;
- парадигмы и ценности не столько противостоят, сколько взаимно наследуют (в порядке возникновения) и поглощают друг друга:
- Ты никогда не совершишь полезных конструктивных изменений (парадигма деконстуктивизма), если не способен реализовать свой потенциал, индивидуальность (гуманистическая).
- Ты никогда не реализуешь своего потенциала, если не сможешь бесконфликтно и победоносно, без получения травм и/или насилия над другими адаптироваться к окружающей среде (рациональная, поведенческая парадигма).
- Ты не сможешь успешно жить в мире социальных отношений, вещей и технологий, если не овладеешь необходимыми знаниями и базовыми првилами поведения (традиционное обучение).
Вопрос ни в том, какая парадигма хуже или
лучше, инновационнее или современнее. Вопрос в том,
- в каких пропорциях будут представлены разные парадигмы (и свойственные им ценности) в конкретном курсе, в разных его частях, при разных видах учебной деятельности,
- какая из ценностей будет целеообразующей, доминирующей, вбирающей в себя другие, как целое поглощает часть, как результат использует средства.
- на каком исторически сложившемся ценностном уровне целесообразно остановиться при работе с конкретной аудиторией. Отсюда и вытекают результаты обучения, которые официально задаются его стандартами: корпоративными и государственными.
Наши же курсы неформальны. Их слушатели могут попробовать
реализовать себя в работе в любой из парадигм по своему усмотрению. Записывайтесь - Онлайн-курс: Профессиональный Blended learning преподаватель... - убедитесь.
Похожие публикации:
Комментариев нет:
Отправить комментарий