среда, 11 марта 2020 г.

Программированное обучение для формирования мягких навыков

Вокруг программированного обучения еще с советских времен сложилась масса мифов. Оно, мол, не способно работать при овладении навыками высшего порядка, креативностью, критическти мышлением и т.п.

В действительности дело обстоит вовсе не так:
Программированное обучение объединяет в себе два начала: 
1. Сократовский диалог: метод постановки таких вопросов, последовательно отвечая на которые учащийся сам приобретает нужные знания, решает проблемы и/или рефлексирует над своим и чужим поведением.
2. Дискретность в подаче нового материала (так называемый «декартовский» подход», при котором нужный к освоению материал или способы формируемого поведения подаются малыми порциями.
В качестве опровержения мифа про механицизм программированного обучения приведу несколько скриншотов из компьютерного тренинга, направленного на формирование креативности работников.
Антропоморфный персонаж тренинга придумал творческую идею. Однако, как известно, инициатива у нас наказуема. Как быть?

Что лучше:
- Помалкивать и не высовываться с инициативами?
- Вступить в битву с консервативным менеджментом?
- Стать белой вороной среди равностатусных коллег?
- Уволиться?
- Встать на путь интриг ради высокой идеи?..
Какой онлайн-тренинг без котиков? Игрок вступает с котенком в диалог, определяя свою позицию путем выбора предлагаемых компьютером вариантов реагирования на ситуацию. 
В этом тренинге обучающемуся работнику предстоит принимать решения за себя, котика, руководителей, корпоративных экспертов по инновациям и еще за полтора десятка коллег и случайных людей. В данном случае он реагирует на мысли животного, выбирая один из нескольких десятков  возможных ответов (генерируются порциями по 3-6 вариантов ответа по определенному алгоритму при каждом новом запуске тренинга).

В данном случае, мы имеем дело с формирующими заданиями (преобладают в данном тренинге),  которые позволяют:
- диагностировать текущее состояние обучающегося работника,
- запускать у него процессы анализа и оценки ситуаций, определения модели своего поведения, рефлексию (те самые навыки мышления высшего порядка),
- при помощи ненавязчивой обратной связи (часто замаскированной под диалог и/или также в виде выборов вариантов ответов) подталкивать обучающегося к формированию желательных способов поведения.
В этом тренинге нет ни слова теории. Его конечной целью является выдвижение обучающимся собственных креативных идей по совершенствованию продуктов, и/или услуг, и/или методов менеджмента, и/или собственного и коллег поведения в компании. 
О том, как это осуществляется, разумеется, в рамках программированного обучения – в следующих публикациях и на бесплатном вебинаре «А не обернуться ли e-learning’цам лицом к программированному обучению?» 19 марта 2020 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий