четверг, 7 июня 2012 г.

E-learning как диверсия


На написание этой заметки сподвигла статья Андрея Мирошниченко«Тренинг как диверсия».
И не только она, но и работа со специалистами корпоративных университетов (центров), которое все чаще обращают внимание не только на то, как обучить персонал тому или иному, но и как
  1. выявить неконструктивные обстоятельства, которые вызвали потребность в повышении обученности и компетенций персонала;
  2. предупредить негативные последствия от самого обучения (например, уход обученного сотрудника к конкурентам, утечку корпоративных ноу-хау, которые формализуются и выкладываются в курсах и т.п., низкую мотивацию работников к обучению).
Эффективность, да и самая целесообразность существования электронного обучения, подвергается сомнению. (Увы, небезосновательно зачастую.) Многие умы прилагают массу усилий, чтобы развеять эти сомнения, думают, как минимизировать разной генетической природы нежелательные эффекты, сопровождающие еЛ и … порождаемые им же
В таких ситуациях диверсионный анализ просто «просится» быть употребленным.

Внешне процедура диверсионного анализа проста: вместо того, чтобы размышлять, к примеру, как создать эффективный электронный курс, задача инвертируется, меняется на противоположную: как сделать дорогой и нерезультативный с образовательной точки зрения продукт. В итоге либо решаются, либо предсказываются возможные проблемы создания и эксплуатации е-курсов.
Парадокс в том, что ориентируясь сугубо на положительный результаты, мы невольно сужаем поле своего зрения, упуская, невольно «закрывая глаза» на массу факторов: предсказуемых и стихийных, закономерных и случайных, - способных дискредитировать, а то и привести к противоположному результату наши добрые намерения.

Пример:
Поинтересовался как-то в одной компании (десятки тысяч человеко-курсов в год): «Что нужно изменить в продуктовых курсах, чтобы вы с ними с большей охотой работали?». Доминирующий ответ пользователей  был таков: "Уберите из курсов анимацию и бессмысленные картинки. Мешают учиться!". 
Довольно неожиданный результат для сторонников визуального мышления

Данный пример иллюстрирует одну важную особенность диверсионного анализа. Он способен помочь в различении желаемого и действительного. Очень многие мнения и суждения, доминирующие в среде e-learning’цев (важность наглядности, иллюстративного оживляжа, как в примере) оказываются не более чем иллюзиями, испеченными на еL кухне для еL-едоков и весьма далекими от реальности. Стереотипы мышления (это же само собой … игры – хорошо, инфографика и карты разума – верх совершенства по определению и т.п.) мешают предвидеть и видеть процессы и механизмы, живущие сами по себе, объективные, те есть существующие за пределами поля зрения своих носителей.

Диверсионный анализ, осуществляемый при проектировании как 
1) самих курсов, так и 
2) процессов их эксплуатации и 
3) применения аудиторией изученного, 
думается, мог бы стать одним из элементов процесса педагогического проектирования электронных средств обучения и самого его процесса.

Не пора ли подумать о разработке специфических методов и приемов диверсионного анализа применительно к процессам электронного обучения? И не только корпоративного, но и академического, а также в системе повышения квалификации и переподготовки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий