среда, 24 апреля 2013 г.

Приемы курирования содержания (1)

Курированием содержания информации занимается множество наук, в большинстве своем прикладных. В одних только когнитивной и компьютерной, математической и психолингвистике, генеративной и трансформационной грамматиках , социолингвистике, поэтике и культуре речи наработаны десятки, если не сотни методов, и большие тысячи методик (для проверки этого высказывания можно прибегнуть к методу курирования содержания под названием "контент-анализ"). Активно разрабатывалась эти приемы и методы в социологии,  в психоаналитической герменевтике Рикёра, структурном психоанализе Лакана, не говоря уже про лингвистическую или аналитическую философии, теориях дискурса. Относительно мирно сосуществуют на разных континентах  переживающие революцию сразу три направления современной риторики: новая живая риторика (США, ЮВА), неориторика (Зап.Европа), современная общая риторика (Россия и СНГ). Про частные (юридическую, политическую, теологическую, дипломатическую,  деловую и пр.и пр.) риторики умолчу, но обращу внимание, что существует и педагогическая риторика.

И в каждой из этих уважаемых дисциплин есть наработанный арсенал методов, методик и приемов работы с содержанием информации и влияния контента на людей
.
В одном из предыдущих постов говорилось, что работа с контентом принадлежит к одной из 2-х основных методологий. Одна озабочена поисками и трансляцией правды (истины, объективного) и согласия людей в этом поиске. Другая - занята изучением и практикой влияния на людей с помощью текстового, аудиального и /или визуального контента с целью побудить их к желаемым куратором мыслям, решениям и поступкам безотносительно истинности этого контента.
Предметом изучения в этих методологиях являются чаще всего 3 феномена:
  1. Трансформации мысли в контент(и наоборот);
  2. Трансформации влияния в контент;
  3. Трансформация бессознательного в контент (и наоборот).
Собственно, работа с содержанием (контентом) и есть эти трансформации.
Как раз пример таких трансформаций хочу привести. 
В предыдущем посте были представлены две фразы (контент):
  1. Кока-кола - это (есть) счастье в доме.
  2. Кока-кола - (есть) медленный яд.
С точки зрения формальной логики, опытной проверки, 1-я вызывает сомнение. Ну какая объективная, причинно-следственная связь между популярной жидкостью и счастьем в доме? Ну разве что ассоциативная, образная, нерегулярная (нет напитка - нет счастья) . Ничего подобного! Существуют методы доказательства, что белое это черное, а кока-кола очень даже счастье.
Проведем небольшую трансформацию:
"Кока-кола" - это счастье в доме =  "Компания "Кока-кола", работа в ней на высокой должности, обладание солидным пакетом ее акций, зарплата, обеспечивающая благополучие и т.п. - это счастье, в том числе и счастье причастных к компании семей (слова "семья" и "дом" - здесь синонимы).- /Вообще, с точки зрения некоторых современных дисциплин  любое слово может стать  синонимом или антонимом любому другому (но той же части речи) и омонимом  самому себе/
 Такой прием называется у нас по-разному в силу трудностей перевода: изменение границ, изменение рамки, фрейма, и, с легкой руки создателей NLP - рефрейминг.
В приведенном примере использовано оба вида рефреймига:
  1. Рефреминг содержания/значения/смысла - в разных переводах (Кока-кола/ было  "напиток", стало "название компании")
  2. Рефрейминг контента (счастье / было: возможность употреблять кока-колу - стало: получение благ, обеспечивающих счастье благодаря причастности к компании "Кока-кола".
Практическая польза от знания такого приема достаточно высока.
Во-первых, его можно употреблять с целью влияния на аудиторию в интересах куратора.
Во-вторых, знание этого приема позволит куратору содержания не угодить в ловушку собственной речи  самому, а использовать его работая ради:
  • Трансформации мысли в контент(и наоборот);
  • Трансформации влияния в контент (с целью побудить собеседника принять позицию "куратора");
  • Трансформация бессознательного в контент (и наоборот).
Из приема "изменение границ" вытекают два правила:
  1. Для любой глупости и лжи можно найти контекст, где они станут истиной.
  2. Для любой истины можно найти контекст, где она станет ложью.
Мы можем потренироваться. Попробуйте поупражняться в применении каждого из правил применительно к контенту "Профессиональная разработка электронных курсов - это просто!". "Курирование контента - это навигация в море информации".

1 комментарий: