пятница, 26 июля 2013 г.

Компетентности по-украински и природа e-learning

Познакомился с интересным списком компетентностей в украинском среднем образовании (спасибо Юрию Богачкову за наводку).

И задумался: а каким образом при создании электронных курсов и иных ЭОР обеспечить реализацию компетентностного подхода?
Не в смысле формирования компетенций (компетентностей) только посредством предъявления информации, не сугубо через освоение содержания конкретных обучающих продуктов и/или взаимодействия с преподавателем, а "архитектурно", самой логикой, самой плотью и кровью e-learning.
Иными словами, насколько сама природа электронного обучения совместима с реализацией компетентностного подхода к обучению? Способно ли eL поспособствовать результативному формированию компетенций(тностей)?

Первые компетентности в упомянутом списке - социальные:
Социальные: умение делать выбор; умение принимать решения; умение брать ответственность; умение бесконфликтно сосуществовать.
Если считать интерактивность за имманентное, природное, свойство e-learning, то как раз предъявление "электронной" аудитории упражнений, кейсов и заданий, подразумевающих необходимость
  • принятия решений, в том числе неоднозначных (как и сама жизнь),
  • ответственного выбора в ситуациях неопределенности, рискованных, экспериментальных,
  • определения оптимальных стратегий реагирования в ходе разрешения противоречий, в конфликтных ситуациях и т.п.
как нельзя лучше может быть препоручено компьютерным средствам обучения. Тем самым можно отойти от подражающего очному обучению электронному, т.е. к обучению на основе реализации математических моделей, программирования процесса учения.
Электронное обучение (ЭО) позволяет создавать объемные банки таких интерактивных ситуаций, реализовывать алгоритмы их решения, реализовывать адаптивные индивидуальные траектории обучения, создавать тренажеры (и симуляторы) на "умение делать выбор" и "принимать решения" количественно куда большее, чем можно реализовать в очном обучении.
Сейчас как раз обсуждаем с коллегами-математиками возможность применения математических моделей при создании электронных тренингов и банков кейсов для формирования soft skills.

Более того, подобные перечисленным интерактивности с таким же, а скорее всего, с большим успехом могут применяться при формировании и закреплении профессиональных компетенций, жестких навыков.

Еще одна любопытная группа, особенно для средних школ, компетентностей - предпринимательские.
Предпринимательские: способность организовывать собственную и коллективную предпринимательскую деятельность.
Увы, могу только гадать, как в украинских средних школах их будут формировать практически. (Может быть, кто-то поделится информацией, как это коллеги делают?)
В вузах же и в ссузах (чем старше курс, тем эффективнее), в компаниях, в сфере повышения квалификации, при проведении cMOOC и xMOOC, в группах практики и качества, в проектной деятельности, при выдвижении и защите инноваций и их монетизации целесообразная работа с предпринимательскими компетентностями весьма востребована. Вот здесь как раз потребуется работа в сетевых группах и сообществах, особенно в распределенных географически. Глядишь, со времени сформируется культура продуктивного сетевого взаимодействия, коя у нас, ИМХО, страшно недосформированная.

Думается, что и беглое рассмотрение всего 2-х компетентностей  из 9, представленных в цитируемом документе, позволяет вывести следующее резюме:
  1. Специфика электронного обучения предоставляют возможность формирования ряда компетентностей и умений (умение делать выбор; принимать решения; брать ответственность; бесконфликтно сосуществовать и др.) куда в большем объеме и более эффективно, более многократно и индивидуализированно, чем очное.
  2. Формирование общенческих, тех же социальных и массы других компетентностей и компетенций может происходить за счет введения правил продуктивного сетевого взаимодействия участников учебного процесса. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий