понедельник, 16 июня 2014 г.

Визуальное в e-learning: преимущества и подводные камни видеоряда

Сейчас огромное внимание уделяется визуальной составляющей в электронном обучении. И не только в электронном: возьмите, к примеру, интерактивные доски, который придают мощный импульс рассмотрению этой темы.

Ничего не имею против графики, анимации (та же графика, только динамичная), видео в обучении. И ничего в этом нового нет. Еще в XVII проблему наглядности поставил и решил Ян Амос Коменский, куда грамотнее, чем нынешние designer'ы. Мы же предпочитаем не переоткрывать велосипеда, то есть творчески наступать на одни и те же грабли (например).

Коменский предъявил основные императивы, регламентирующие правильное употребление наглядности в обучении:
  1. Наглядная зрительная информация должна гармонично сочетаться со словесно-логической, то есть с мысленными, интеллектуальными действиям.
  2. Обучению вредит как избыточное, так и недостаточное применение наглядности.
  3. Дефицит наглядности приводит к оторванным от реальности формальным знаниям.
  4. Переизбыток наглядности способен затормозить формирование логического мышления и … творческого воображения.

Попробуем продемонстрировать это наглядным примером:
Взгляните на карту и отыщите-укажите на ней российско-канадскую границу:
Правильный ответ разместите в комментариях к посту.

Подсказка: такой ответ есть, но дать его можно лишь объединив логическое и наглядно-действенное (указав нужное место на карте) мышление, да так, чтобы они дополняли друг друга.

Образное и вербально-логическое – не конкуренты. Их нельзя рассматривать в терминах «хуже» ─«лучше».Это две стороны одного процесса мышления (и обучения), «немыслимые» друг без друга, дисбаланс которых чреват нехорошими последствиями.

Визуальное, то есть наглядность, в обучении, будучи непрофессионально примененным, имеет серьезные последствия. Приводящие нас
  • к методическим ошибкам,
  • и, что еще хуже, формированию у аудитории неправильного мышления. Как визуального, так и вербального,
  • и, еще хуже худшего, к формированию криво мыслящего поколения обучаемых (клиповое мышление, поверхностность, когнитивная лень), как детей, так и взрослых .

Пример, как мы это делаем в самом начале обучения детей – на картинке:



Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий