Сейчас огромное внимание уделяется визуальной составляющей в электронном обучении. И не только в электронном: возьмите, к примеру, интерактивные доски, который придают мощный импульс рассмотрению этой темы.
Ничего не имею против графики, анимации (та же графика, только динамичная), видео в обучении. И ничего в этом нового нет. Еще в XVII проблему наглядности поставил и решил Ян Амос Коменский, куда грамотнее, чем нынешние designer'ы. Мы же предпочитаем не переоткрывать велосипеда, то есть творчески наступать на одни и те же грабли (например).
Коменский предъявил основные императивы, регламентирующие правильное употребление наглядности в обучении:
Попробуем продемонстрировать это наглядным примером:
Взгляните на карту и отыщите-укажите на ней российско-канадскую границу:
Правильный ответ разместите в комментариях к посту.
Подсказка: такой ответ есть, но дать его можно лишь объединив логическое и наглядно-действенное (указав нужное место на карте) мышление, да так, чтобы они дополняли друг друга.
Образное и вербально-логическое – не конкуренты. Их нельзя рассматривать в терминах «хуже» ─«лучше».Это две стороны одного процесса мышления (и обучения), «немыслимые» друг без друга, дисбаланс которых чреват нехорошими последствиями.
Визуальное, то есть наглядность, в обучении, будучи непрофессионально примененным, имеет серьезные последствия. Приводящие нас
Пример, как мы это делаем в самом начале обучения детей – на картинке:
Источник
Ничего не имею против графики, анимации (та же графика, только динамичная), видео в обучении. И ничего в этом нового нет. Еще в XVII проблему наглядности поставил и решил Ян Амос Коменский, куда грамотнее, чем нынешние designer'ы. Мы же предпочитаем не переоткрывать велосипеда, то есть творчески наступать на одни и те же грабли (например).
Коменский предъявил основные императивы, регламентирующие правильное употребление наглядности в обучении:
- Наглядная зрительная информация должна гармонично сочетаться со словесно-логической, то есть с мысленными, интеллектуальными действиям.
- Обучению вредит как избыточное, так и недостаточное применение наглядности.
- Дефицит наглядности приводит к оторванным от реальности формальным знаниям.
- Переизбыток наглядности способен затормозить формирование логического мышления и … творческого воображения.
Попробуем продемонстрировать это наглядным примером:
Взгляните на карту и отыщите-укажите на ней российско-канадскую границу:
Правильный ответ разместите в комментариях к посту.
Подсказка: такой ответ есть, но дать его можно лишь объединив логическое и наглядно-действенное (указав нужное место на карте) мышление, да так, чтобы они дополняли друг друга.
Образное и вербально-логическое – не конкуренты. Их нельзя рассматривать в терминах «хуже» ─«лучше».Это две стороны одного процесса мышления (и обучения), «немыслимые» друг без друга, дисбаланс которых чреват нехорошими последствиями.
Визуальное, то есть наглядность, в обучении, будучи непрофессионально примененным, имеет серьезные последствия. Приводящие нас
- к методическим ошибкам,
- и, что еще хуже, формированию у аудитории неправильного мышления. Как визуального, так и вербального,
- и, еще хуже худшего, к формированию криво мыслящего поколения обучаемых (клиповое мышление, поверхностность, когнитивная лень), как детей, так и взрослых .
Пример, как мы это делаем в самом начале обучения детей – на картинке:
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий