понедельник, 24 февраля 2014 г.

А вот вам еще игровая механика

Поскольку ныне в качестве писаной торбы на коне идея геймификации в обучении, нет мочи  остаться в стороне. А что думаете, коллеги, про такую, к примеру, игровую механику:


Чем не более крутая механика, нежели очки, уровни и рейтинги и даже персонажи-Ослы?

вторник, 18 февраля 2014 г.

Три примера из действенного е-курса

Большинство преподавателей воспринимает гуманитарную и развивающую стороны обучения на наивно-обыденном, бытовом уровне, в лучшем случае, как полуэтическую, а не научную категорию. Часто можно услышать, что ДО или электронное обучение бездушно, расчеловечено и т.п.
Не могу с этим не согласиться: ДО и eL «становятся» бездушным постольку, поскольку бездушно … и очное обучение, осуществляемое живыми преподавателями, вдруг по разным причинам  превратившимися в составителей и кураторов контента.

Обычная ситуация: живой преподаватель читает курс лекций очно. Его работа якобы по определению «душевна». Тот же преподаватель переводит тот же курс в электронный формат и курс … становится бездушным… При этом из т.н. компетентностного подхода напрочь выхолащиваются его изначальные принципы, заложенные в документах Болонского процесса: автономия и ответственность учащегося и будущего специалиста при решении проблем. 

Как бы ни так! Очное обучение (как и ДО) потому дешевно, что процесс преподавания (и преподавателя) одухотворяют их ученики. В то время как «типичный преподаватель» грузит его информацией, студент далеко не всегда просто жесткий диск для записывания этой информации.

Будущий или повышающий квалификацию специалист же, слава Природе, пока еще наделен способностью сам понимать и мыслить, хоть на экзаменах от него этого обычно и не требуется. Он вопреки ориентации на «готовые» знания из божественных уст Учителя, все же живой и автономный.


Процесс обучения будет человеческим тогда, и только тогда, когда и если процесс учения станет деятельностью самого учащегося минус работа его памяти. Знания (= информация) – это не более чем средство, «пища», «топливо» обучения. Личностно ориентированным обучение станет тогда, когда студент будет субъектом собственной интеллектуальной и практической деятельности. И не факт, что для такого обучения требуется наличие   преподавателя. А вот без учащегося обучения наверняка не бывает.

Обучение имеет место, когда и если сам студент есть субъект собственной деятельности в интеллектуальном или практическом планах, а не когда рядом с ним имеет место преподаватель. Более того, назначение преподавателя – вызвать изменения в мышлении и практической деятельности того, кто учится, а не просто вбросить дрова в топку (= информацию в память учащегося). И оценивать мы должны не то, что помнит и воспроизводит студент, а что и как он делает.
Умеем ли мы организовать такое обучение? Увы, мы еще не волшебники и долго нам тому учиться, включая и вашего покорного слугу, который этому учится вместе с профессором Высшей школы экономики Леонидом Гребневым.

Леонид Сергеевич в июле прошлого года пришел учиться на нашу дистанционную обучающе-консалтинговую сессию. С тех пор мы и продолжаем общение. Которое, среди прочего выражается в том, что Л.Гребнев на хостинге Группы НЭО запустил свой курс «Экономика для неэкономистов», на который записано почти 100 студентов. (Этот годичный курс ориентирован на экономическую подготовку будущих психологов.)

Приведу несколько примеров того, как коллега реализует идею активности студента как субъекта обучения:

1. Обратите внимание на формулировку цели курса: не пустопорожние «знать», «уметь» и «владеть», а анализ (действие такое) студентом хозяйственной деятельности:


А вот как выглядят рекомендации по работе с курсом (обучение идет в смешанном очно-дистанционном формате):

И, наконец, образчик того, на чем учащиеся смогут продемонстрировать свою субъектность, тем более, что готовых ответов на подобные вопросы им заранее никто не давал: 

Хотите "преподавать душевно" и содействовать формированию компетенций подопечных? ― Обеспечьте деятельность на стороне студента.

Впервые опубликовано здесь.

пятница, 14 февраля 2014 г.

Как финансируется профобучение в стране без Трубы

Очень, ИМХО, показательная картинка, в части того, кто танцует девушку:
Источник

Кто-нибудь располагает аналогичными данными про нас?


Есть еще один любопытный аспект: инвестиции в научные исследования в сфере медицины на Западе в 15 и более раз превышают аналогичные вливания в образование. В обучение же, надо полагать, и того меньше.
Любопытно, у нас в СНГ каковы пропорции таких инвестиций?
Кто-нибудь располагает данными? Поделитесь, пжл.

Как реформируют образование и науку страны, сидящие на трубе

Вполне нехитрые решения по реформированию высшей и профессиональной школы и развитию науки:
  1. Ориентация на развитие человеческого ресурса.
  2. Скачок в экономику, основанную на знаниях.
  3. Амбиции стать лидерами в актуальных для этих стран научных областях: биомедицина, энергетика, экология, и, естественно, компьютерные науки.
  4. Изучение рынка труда и создание условий, чтобы ведущие для развития страны рабочие места не отдавать гастарбайтерам.
Смотрите видео про это.

Стоит ли, сидя на Трубе, догонять и перегонять других, подражать не факт что актуально полезному? Не лучше ли найти нечто свое в реализации пп. 1-4?

четверг, 13 февраля 2014 г.

Наши трениги и семинары

Центр профессиональной подготовки «Верная линия» и Группа НЭО принимают заявки на организацию и проведение корпоративных семинаров и тренингов по проблематике электронного обучения в марте-мае 2014 года.
 
Тематика:
• Структура и контент результативного электронного курса
• Написание учебного текста и визуальный контент е-курсов
• Обучение по целям
• Создание электронного курса под ключ
• Превращение нормативной документации в учебный контент

Программы мероприятий адаптируются под нужды заказчика

Подробности по ссылке: Корпоративные тренинги и семинары

Принимаем заявки на разработку корпоративных тренингов и осуществление консалтинга по теме e-learning:
info@newedu.su

понедельник, 10 февраля 2014 г.

Презентация презентации рознь

Не знаю, насколько научно обосновано содержание такого слайда (Источник):

Но оно очень хорошо демонстирирует разрыв теории и практики в подготовке и проведении иных "продающих" презентаций. Не уверен, что все нормальные бизнес-презентации должны быть такими (кроме рекламных, пиарных, публичного маркетинга и т.п, там сам Гермес лукавить велел).  Впрочем, и мы о чем-то подобном и, увы, в обучении, говорили.

суббота, 8 февраля 2014 г.

От знаниевого обучения к действенному учению. Манифест?

Не буду сегодня ничего сочинять. Приведу длиннющую цитату из труда Г.А. Атанова «Возрождение дидактики — залог развития высшей школы» ( Донецк: ДОУ, 2003. — 180 с.).
Эти мысли, IMHO, могут послужить манифестом современного обучения. Как минимум, занятого подготовкой специалистов. Будь они положены в основу работы при подготовке профессионалов очной, дистанционной или в формате e-learning можно вести речь о методологических основах дидактической инженерии (или, если угодно, электронной дидактики).

Итак:
"Передавать последующим поколениям нужно опыт, а не просто знания. Этот опыт воплощен в предметах материальной и духовной культуры (орудиях и средствах производства, произведениях искусства, всевозможных носителях информации и т.п.) и, главное, в способах выполнения действий с ними. Реализация этих способов и есть деятельность. Способы действий должны быть освоены студентами в ходе обучения, и в этом заключается его цель. Понятно, что это может быть выполнено только в том случае, если в процессе обучения обучаемые сами будут совершать деятельность (с. 39).
...
Прежде всего, надо признать, что обучение — это передача опыта общественно-исторической практики, опыта предыдущих поколений, но не передача знаний.
Признать также:
  • что при проектировании и организации обучения первичными являются заданная характером будущей специальности деятельность и действия, составляющие эту деятельность, но не знания;
  • что конечной целью обучения является формирование способа действий, обеспечивающих осуществление будущей профессиональной деятельности, но не запоминание знаний;
  • что содержание обучения составляет заданная характером будущей специальности система действий и только те знания, которые обеспечивают выполнение этих действий, но не какая-то заданная система знаний;
  • что знания не самодостаточны, они являются всего лишь средством обучения, но не его целью, так как играют служебную роль, объясняя и подготавливая практические действия;
  • что механизмом осуществления учебной деятельности является решение задач, а не проработка учебного материала, и если студент не решает учебные задачи, то это значит, что учебная деятельность не организована;
  • что в современном понимании знать — значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания;
  • что усваивать знания можно, только оперируя ими, а не просто запоминая их;
  • что обучение представляет собой совокупность двух взаимосвязанных, но самостоятельных деятельностей, — деятельности обучающего и деятельности обучаемого, а не «целенаправленный педагогический процесс»;
  • что деятельность преподавателя заключается в проектировании учебной деятельности, организации учебной деятельности и управлении учебной деятельностью, а не в «передаче» знаний.
Приняв это, преподаватели поймут, в частности, что столь любимый всеми традиционный контроль знаний играет весьма незначительную роль в деле повышения качества учебного процесса. Контролировать надо не знания, которые являются всего лишь средствами, а, в первую очередь, результаты деятельности. Если студент сделал дело, то это значит, что он и знает, и умеет" (с. 42-43).

P.S. Выделено мной ВН.

Впервые опубликовано здесь.

четверг, 6 февраля 2014 г.

Работников с дипломами много - специалистов единицы

По прогнозам МОН Казахстана "в скором будущем заочная форма обучения останется невостребованной. Всё больше студентов хотят учиться дистанционно".

Действительно ли казахстанская (и СНГовская) молодежь готова проголосовать ногами против традиционной заочки? Не уверен. Опыт Хагенского и Британского открытого университетов (хоть и там все больше электронного ДО становится) это не подтверждает.

Чрезмерная доступность (денежный ценз как непедагогичный здесь не в счет) ДО, похоже, оборачивается ростом все большего числа дипломированных да малоквалифицированных специалистов. Казахские коллеги, как минимум, в цитируемой публикации признали это прямо.

Чем можно компенсировать такой эффект демократизации доступа к образованию?
  1. перестать рисовать завышенные или просто фиктивные оценки, торговать дипломами (так сказать "политический", управленческий аспект);
  2. совершенствовать и внедрять совершенные технологии обучения (дидактический аспект).
Не то, следуя совковый логике, мы превратим вузы и ссузы, старшие классы общеобразовательных школ в богадельни для молодых и здоровых людей. Социально-психологическая инвалидизация средствами образования - вполне себе реальная и масштабная угроза обществу и конкурентоспособности государств, а не страшилка из извилин параноика, увы.

Психологическая инвалидизация – теневая сторона самоактуализации. Человек не ощущает себя полноправным членом общества, “полноценно функционирующей личностью”. Слово инвалид имеет латинское происхождение и в переводе обозначает “слабый, немощный”. Успешность адаптации человека с дефектом в здоровом обществе во многом определяется тем, насколько он идентифицирует себя полноправным членом этого общества. Мы предполагаем, что психологическая инвалидизация развивается вследствие ненайденных путей самореализации в значимых сферах жизнедеятельности. Говорят: “Его признали инвалидом…”. Фактически это означает, что человек наконец-то получил признание. Если рассматривать психологическую инвалидизацию как теневую сторону самоактуализации, то с получением этого признания можно уже больше не заботиться о своем развитии. Источник