пятница, 6 февраля 2015 г.

Преподаватель (ЭОР) + ученики — (мало)интеллектуальная информационная система

Ползал по сайтам и литературе про всякое-разное обучение.

Наткунулся... Торкнуло ...

Вот что пишут про ИИС (интеллектуальные информационные системы), про их характеристики:
  • развитые коммуникативные способности (способ взаимодействия конечного пользователя с системой);
  • умение решать сложные плохо формализуемые задачи (решение сложных плохо формализуемых задач, которые требуют построения оригинального алгоритма решения в зависимости от конкретной ситуации, характеризующейся неопределенностью и динамичностью исходных данных и знаний);
  • способность к самообучению (умение системы извлекать знания из накопленного опыта и применять их для решения задач);
  • адаптивность (способность системы к развитию в соответствии с объективными изменениями области знаний).
И это же иллюстрируют:
Ну, просто ладан для наших педагогов-инноваторов: тут тебе и адаптивность, и самостоятельное обучение, и работа с неявыми да глубинными / экспертными знаниями (решение плохо формализуемых задач).
Бери и выдумывай, как все это (кроме обведенного рамочкой) в инновационные методики и технологии обучения обернуть.
Почему "кроме обведенного рамочкой"? Да потому, что рамочкой обведенное  вряд ли на сегодняшний день есть (кроме естественных языковых интерфейсов и интеллектуальных баз данных)
  1. нечто из области  искусственноинтеллектуальной фантастики;
  2. нечто сильно инновационное.
У наших дидактов есть естественная альтернатива искусственному интеллекту! В доказательство могу привести кучу графики, например, такую картинку про классификацию, где "всё" есть,  средств ИКТ в обучении:
 Как видим, не больно и не самые интеллектуальные средства ИКТ занимают умы, руки и сердца апологетов e-learning.

Ну, а то, что оказалось не обведенным рамкой на верхнем рисунке как живет-поживает?  —  Да преимущественно само по себе: вне поля зрения преподающих и большинства теоретиков от обучения.
Познавательные процессы классификации и доопределения, самообучения и развития, решения нестандартных задач в условиях неопределенности, приобретение знаний по типу нейронных сетей и др. работают преимущественно:
  • само по себе, то есть естественно и неуправляемо;
  • бессистемно и спонтанно;
  • вне моделирования и составления содержания учебных дисциплин (предметной области);
  • случайно и стихийно;
  • автономно в головах преподающих и учащихся, по разным творческим поводам и в разное время.
А не повысить ли нам уровень естественного интеллекта преподающих и ЭОРов (компьютерных копий естественного педагогического интеллекта (см. 2-й рис.) за счет искусственного?
Нет-нет, не заменой живого человеческого интеллекта бездушным машинным разумом. Куда проще сделать искусственный интеллект (не "железо" , а  одну из когнитивных наук, специализирующихся на моделировании  интеллектуальных, психомоторных и аффективных доменов знаний) методологией науки об обучении.

Похожие публикации:
Так ли уж электронно наше электронное обучение?
Тестовый вопрос, способный убить e-learning'ца, повышающего квалификацию
Избавьте е-learning от методик очного обучения 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий