Знание знанию рознь ...
Одни виды знаний выражаются в знаково-символическом виде (к примеру, декларативные,
тематические), другие в действии (процедурные, операционные). Последние существуют в
момент и в форме деятельностного, поведенческого акта.
Знания усваиваются в деятельности, однако овладение ими в неявном виде опираются на другие, более «примитивные» виды деятельности. Например, решение нехитрой математической задачи:
владения которым у вас нет, задача стала бы не разрешима,
Новое знание успешно усваивается в том случае, если необходимые для этого умения в высокой степени усвоены, а лучше, предварительно доведены до степени автоматизма. Следовательно, овладение новыми сведениями (информацией, данными, инструкциями), даже требующими простого запоминания и/или воспроизведения, должны опираться на некоторые заранее освоенные процедурные операционные знания.
Так чему же учить: прежде знаниям или прежде действиям? Как найти их баланс и взаимные переходы?
Одни виды знаний выражаются в знаково-символическом виде (к примеру, декларативные,
тематические), другие в действии (процедурные, операционные). Последние существуют в
момент и в форме деятельностного, поведенческого акта.
Знания усваиваются в деятельности, однако овладение ими в неявном виде опираются на другие, более «примитивные» виды деятельности. Например, решение нехитрой математической задачи:
Если бы полкило картошки стоило 0,0125 $, то сколько килограммов можно было бы купить за 50 центов? -
требует ряда предварительных навыков: беглого чтения, понимания условий задачи, их анализа; счета, желательно устного, и др. Будь текст задачи написан на суахили, навыковвладения которым у вас нет, задача стала бы не разрешима,
Новое знание успешно усваивается в том случае, если необходимые для этого умения в высокой степени усвоены, а лучше, предварительно доведены до степени автоматизма. Следовательно, овладение новыми сведениями (информацией, данными, инструкциями), даже требующими простого запоминания и/или воспроизведения, должны опираться на некоторые заранее освоенные процедурные операционные знания.
Так чему же учить: прежде знаниям или прежде действиям? Как найти их баланс и взаимные переходы?
Комментариев нет:
Отправить комментарий