понедельник, 7 декабря 2015 г.

Тезисы об интерактивности

1.    О вечности и неистребимости интерактивности. 
Любое человеческое взаимодействие и общение, включая сферу обучения, объективно состоит из неразрывного переплетения 3-х составляющих:
  • коммуникации (передача информации, обмен данными);
  • интеракций (обмен действиями при решении различных  задач (планирование, обеспечение, реализация, координация, принятие решений, коррекция);
  • перцепции – чувственного, эмоционально-ценностного восприятия среды обучения, ее составляющих.

Хотим мы того или нет, осознаем ли, эти три процесса помимо нашего субъективного преподавательского опыта существуют  и «работают»  независимо от нас. Интерактивность присуща обучению по определению, как и любому взаимодействию и общению.  Создавать или не создавать интерактивность в обучении невозможно, равно как и ликвидировать ее. Ею можно лишь более или менее успешно лишь управлять. Иначе обмен учебными действиями будет происходить преимущественно стихийно, а не целенаправленно.
2.    Дисбалансы учебного взаимодействия и общения
Традиционное обучение куда больше внимания уделяет коммуникативной (информирующей), а  нынешнее электронное  - перцептивной, наглядно-образной (визуальный дизайн) сторонам обучения, обычно в ущерб интерактивости.  При этом недопонимается, недооценивается или игнорируется тот факт, что учащийся объективно и не всегда по сценарию, воображаемому преподающим, не может не реагировать действием – умственным или практическим  - на предъявляемые ему факты, события или информацию. Дисбаланс коммуникативного, интерактивного и перцептивного в обучении не лучшим образом сказывается  на качестве преподавания, обучающих свойствах электронных курсов, качестве обучения в целом.
3.    Первичность и конечность интерактивности в обучении
Для чего человек учится? «Для того  чтобы научиться что-либо делать, а для этого — узнать, как это надо делать. То есть цель обучения — дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям» (Б. Бадмаев).  Если мы признаем справедливость этого тезиса, то согласимся, что   «первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания (А. Атанов, И. Пустынникова).
4.    Содержание обучения = система интеракций
Овладеть знаниями можно исключительно  в процессе их использования в деятельности, только оперируя ими.  Принцип интерактивности в обучении рассматривает его  как процесс решения учащимся задач и принятия ими  решений. Современный  подход к обучению требует следующего понимания содержания учебных  дисциплин: 
Оно складывается не из заданной системы сведений (факты, понятия, идеи, теории, другая информация), и затем их усвоения, как считается в традиционной дидактике, а, в первую очередь, из решения задач, то есть:
содержание обучения — это заданная система деятельности и составляющих ее действий (интеракций).



1 комментарий:

  1. Владимир, добрый день.
    А как эти три составляющих коррелируют с двумя доменами/четырьмя "режимами работы" мозга в концепции эмпирического обучения Д.Колба? )

    ОтветитьУдалить