1.
О вечности и неистребимости интерактивности.
Любое
человеческое взаимодействие и общение, включая сферу обучения, объективно состоит
из неразрывного переплетения 3-х составляющих:
- коммуникации (передача информации, обмен данными);
- интеракций (обмен действиями при решении различных задач (планирование, обеспечение, реализация, координация, принятие решений, коррекция);
- перцепции – чувственного, эмоционально-ценностного восприятия среды обучения, ее составляющих.
Хотим
мы того или нет, осознаем ли, эти три процесса помимо нашего субъективного
преподавательского опыта существуют и
«работают» независимо от нас. Интерактивность
присуща обучению по определению, как и любому взаимодействию и общению. Создавать или не создавать интерактивность в
обучении невозможно, равно как и ликвидировать ее. Ею можно лишь более или
менее успешно лишь управлять. Иначе обмен учебными действиями будет происходить
преимущественно стихийно, а не целенаправленно.
2.
Дисбалансы учебного взаимодействия и общения
Традиционное
обучение куда больше внимания уделяет коммуникативной (информирующей), а нынешнее электронное - перцептивной, наглядно-образной (визуальный
дизайн) сторонам обучения, обычно в ущерб интерактивости. При этом недопонимается, недооценивается или
игнорируется тот факт, что учащийся объективно и не всегда по сценарию,
воображаемому преподающим, не может не реагировать действием – умственным или
практическим - на предъявляемые ему
факты, события или информацию. Дисбаланс коммуникативного, интерактивного и
перцептивного в обучении не лучшим образом сказывается на качестве преподавания, обучающих свойствах
электронных курсов, качестве обучения в целом.
3.
Первичность и конечность интерактивности в обучении
Для
чего человек учится? «Для того чтобы
научиться что-либо делать, а для этого — узнать, как это надо делать. То есть цель
обучения — дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством
обучения действиям» (Б. Бадмаев). Если мы признаем справедливость этого тезиса, то
согласимся, что «первичными с точки зрения целей обучения
являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания (А. Атанов, И. Пустынникова).
4.
Содержание обучения = система интеракций
Овладеть знаниями можно исключительно в процессе их использования в деятельности,
только оперируя ими. Принцип
интерактивности в обучении рассматривает его как процесс решения учащимся задач и принятия ими решений. Современный подход к обучению требует следующего понимания
содержания учебных дисциплин:
Оно складывается не из заданной системы сведений (факты, понятия, идеи,
теории, другая информация), и затем их усвоения, как считается в традиционной
дидактике, а, в первую очередь, из решения задач, то есть:
содержание обучения — это заданная система деятельности и составляющих ее
действий (интеракций).
Онлайн-курс "Интерактивность в электронном и смешанном обучении"
Владимир, добрый день.
ОтветитьУдалитьА как эти три составляющих коррелируют с двумя доменами/четырьмя "режимами работы" мозга в концепции эмпирического обучения Д.Колба? )