Коллега, прочитав материал про традиционность
популярных моделей смешанного обучения, задал два вопроса.
- А как организовать нефронтальное обучение?
- Чем оно отличается от индивидуального?
Попытаюсь ответить сразу на оба, стараясь удерживать себя
в контексте тематики смешанного обучения.
Поперву давайте определимся с понятиями. Оттолкнемся от
такого (рабочего) определения фронтального обучения:
под ним мы будем понимать такое, при котором вся
аудитория конкретного учебного
курса продвигаются по учебной
программе одновременно с целью достижения – в одно время сдают диагностические
задания - стандартизированных учебных результатов. Здесь правила игры задаются и
изначально, и в конечном счете преподающим и (что не всегда очевидно) заказчиком
обучения.
Оговорка:
Фронтальное
обучение, как и нефронтальное может быть индивидуальным и самостоятельным, групповым
и парным.
Отталкиваясь от этого определения, попробуем сравнить основные черты нефронтального и фронтального обучения:
Нефронтальное обучение
|
Фронтальное обучение
|
Обучающиеся достигают
разных результатов (целей) обучения в разное время учебного процесса
|
Цели и результаты
обучения должны достигаться в одно и то же заданное преподающими время
|
Реализуют собственные
цели и потребности в обучении
|
Собственные цели и
потребности если и удовлетворяются, то случайным образом, стихийно
|
Осваивают разные
фрагменты содержания курса
|
Аудитория осваивает фрагменты
содержания курса одновременно
|
Работают в разное время
и в разном темпе
|
Работает в рамках
заданных временных периодов
|
Одновременное начало и
окончание работ над одним и тем же материалом носит случайный характер
|
Начало и окончание работ
предзадано
|
Индивидуальная программа
обучения
|
Единая для всех
программа обучения
|
На траекторию, время и
темп их обучения оказывают влияние
· - собственные запросы и инициативы обучающихся
· - их ошибки (и их коррекция) и успехи, индивидуальная скорость обучения
|
Траектория, время и темп
обучения одинаковы для всех обучающихся и регулируются учебным учреждением
|
Консультационное и/или
тьюторское сопровождение по требованию обучающегося
|
Консультационное (и/или
тьюторское, если предусмотрено) сопровождение по заданному графику
|
Для организации
нефронтального обучения в первом приближении
- нужна богатая, разноуровневая (по сложности и обобщености) и избыточная, обучающая среда, способная обеспечить обучающимся возможность выбора, прежде всего, из учебных материалов и способов их освоения. Например, выбора между аудиторными или видео-лекциями, различными книгами или файлами с информацией, тренажерами и симуляторами, учебниками или управляющими учением интерактивными курсами, играми с развитой обратной связью, вопросно-ответными системами или индивидуальным консультированием и т.п. При этом часть информации должна представлять базовые для усвоения дисциплины знания, а часть делать это более детально и/или на более глубоком уровне;
- обучающие материалы и разные способы взаимодействия учащегося с содержанием предметной области не должны дублировать друг друга. Они не должны пересекаться ни по форме, ни по содержанию. К примеру, устные или видео-лекции в условиях смешанного обучения не должны повторять содержания письменных электронных обучающих материалов (и наоборот), но взаимно дополнять и развивать представление изучаемой дисциплины. У ученика же должен быть выбор, какие из материалов и какие способы и источники их изучения выбирать, а какие ему сейчас не нужны;
- следует оптимально подобрать и организовать 1. информирующие, 2. тренировочные (непременно с корректирующей по необходимости обратной связью!) и 3. контролирующие материалы таким образом, чтобы обучающийся мог прибегать к ним, исходя из собственных запросов и потребностей. Каждого из видов таких материалов должно не просто хватать, но иметься в избытке!
- необходимо вести постоянную диагностику успехов и неуспехов ученика со своевременной коррекцией последних не с целью контроля, а сугубо ради мониторинга успешности и гарантированного достижения нужного уровня обученности. Процессы контроля и мониторинга успеваемости следует разотождествить, радикально отделить друг от друга, отдав предпочтение мониторингу;
- на основе этого мониторинга предоставлять обучающемуся возможность самому организовывать порядок и способы своей учебной деятельности;
- предоставить возможность аудитории сдавать те разделы курса, к испытанию по которым они готовы,
- структурировать содержание и ход учебного процесса так, чтобы динамически формировались разветвленные индивидуальные программы обучения. Причем, делать это могут как преподаватели (ручное управление учением), так и средства электронного обучения (автоматическое и автоматизированное управление).
Фантастика? Вовсе нет! Если не гнаться за журавлями в
небесах.
Начните с малого: с отдельных параграфов и глав, с
отдельных видов работ (например, с корректирующей обратной связи к упражнениям),
с одного средства обучения (например, интерактивных тренажеров или опорных
схем). В итоге в течение 1-2, максимум 3-х лет любой смешанный курс можно
организовать и проводить так, чтобы нефронтальное обучение заняло подобающее
ему место. Ровно такое, чтобы мирно ужиться с фронтальным не в ущерб персонифицикации,
или студентцентрированности, ваших смешанных курсов.
Более конкретно о приемах и методах нефронтального
обучения вы сможете узнать в ходе курса про смешанное обучение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий