Время от времени дискутируется вопрос: несет ли полноформатное смешанное
обучение, совмещающее в себе
·
аудиторную
работу,
·
индивидуальное
обучение,
·
сетевое
взаимодействие участников учебного
процесса,
·
автоматизированное
обучение,
·
самостоятельную
работу,
радикально инновационный
потенциал? Почему новые образовательные технологии не обеспечивают нового
качества обучения или просто его более высокую результативность?
мы вливаем новое вино в
старые мехи – механически переносим старые сущности в новые формы.
В нашем смешанном обучении по-прежнему доминирует фронтальная форма
обучения в противовес нефронтальной, коллективной и самостоятельной. Проще говоря,
мы просто копируем и переносим свой личный профессиональный опыт в смешанный формат,
поступаем по-прежнему в изменившейся ситуации, наивно рассчитывая на новый результат.
Фронтальное обучение
|
|
Достоинства
|
Ограничения
|
Обеспечивает единство содержания обучения для всей
аудитории
|
Не рассчитано на
учет индивидуальных мотивов и различий учащихся
|
Обеспечивает единую траекторию и темп обучения
|
Ориентировано на среднего ученика – «обезличенного»
представителя учебой группы/класса
|
Контроль результатов обучения периодичен и происходит в
одно и то же время для всех обучающихся
|
Управление учением не является систематическим, постоянный
мониторинг успехов/неудач, как правило отсутствует, контроль нерегулярный,
констатирующий, а не корректирующий
|
В итоге фронтального обучения наиболее
продвинутые ученики начинают изнывать от скуки; часть аудитории отстает и
страдает от нарастающих, как снежный ком, пробелов в знаниях и, в итоге, … той
же скуки плюс страха перед экзаменами.
При этом мы часто обманываем сами себя, разнообразя фронтальное обучение его
косметическими усовершенствованиями, усложняя структуру фронтальной работы, но не изменяя ее сути:
- один и тот же материал изучается или отрабатывается в парах или в группах
в одно и то же время с одним и тем же заведомым для преподающих результатом;
- после изложения нового материала с частью аудитории работает
преподаватель, одновременно часть обучающихся действует в группах, еще часть — индивидуально и/или за компьютерами и т.п.
Так реализуется весьма популярная среди
наших педагогов позаимствованная за рубежом модель СО по названием ротация станций
(или ротация лабораторий, когда ученики попеременно решают одно и те же задачи в разных кабинетах см.: ...). В действительности же такие и им подобные ротации является не более чем усложненными моделями
фронтального обучения. Это не делает их
бесполезными или ненужными. Более того, ротационный подход потенциально более гибок к учету индивидуальных
особенностей обучающихся, вызывает у них определенный интерес и приносит определенную пользу , но все по
природе своей ориентирован на усредненный (фронтальный), а не на индивидуальный
результат.
Противоположное фронтальному нефронтальное
обучение имеет место, когда обучающиеся
решают – самостоятельно или коллективно - каковы цели их обучения, разные учебные задачи, осваивают разные фрагменты содержания предметных областей, используя разные источники и способы обучения, в разное время, а также получают
помощь и консультации, корректируют ошибки и свои учебные траектории в нужные
им моменты. Возможно ли такое? В каких масштабах? Способно ли нефронтальное
обучение войти в практику наших образовательных учреждений? Когда и как, в
каком объеме? Нужно ли оно в принципе? Об этом мы поговорим в следующих
публикациях...
Комментариев нет:
Отправить комментарий