1.
С точки зрения организации педагогического
общения обучение — это обмен учебными текстами (письменными и устными) между пособиями, преподавателем и
обучающимися.
2. Учебный
текст, в отличие от научно-теоретического или инструктивно-технологического
содержит разнородную информацию, как минимум, трех типов:
- об изучаемой предметной
области (онтологическую или когнитивную);
- методологическую (знание о
том, как познавать эту предметную область, то есть о способах деятельности в
ходе обучения; знание о знаниях);
- прагматическую (регулирует
отношения участников учебного общения, их речевое поведение: установление контакта,
привлечение внимания, выражение чувств и эмоций, оценивание, разрешение конфликтов
и т.п., управление коммуникативным поведением субъектов учебного процесса).
В силу этого выделяется три основных (под)вида учебных
текстов внутри целостного процесса учебного общения (А.Р.
Габидуллина).
3. Уметь
работать с каждым из (под)видов
ученого текста должны и его авторы, и посредники между текстом и учеником —
преподаватели и тьюторы, и
сами ученики. Причем каждый — по-своему. И к такой работе нужно готовить и авторов, и преподающих, и обучающихся, каждых — по-своему.
4. Учебный
текст (устный или
письменный) должен включать в себя компоненты,
обеспечивающие успешную деятельность обучающего и учащегося со всеми
тремя вышеперечисленными видами текстов. Учебные тексты программируют
деятельность обучающихся, мотивирует к ней, корректируют возможные ошибки и
поощряют за успехи, организуют конструктивное и корректное взаимодействие участников
учебного процесса.
4. Пора отказаться от устаревшего понимания учебного
теста только как содержимого печатных или электронных учеников и пособий, а
также первоисточников, хрестоматий и справочников на тех же физических носителях.
В условиях обучения 2.0 и 3.0 к учебным текстам стоит относить:
- учебно-научные тексты на бумажных или электронных
носителях, созданными авторами-методистами;
- лекции, беседы, комментарии, мотивирующие
высказывания, оценочные суждения иные жанры тестов, порождаемые
преподавателями, учителями, тьюторами и тренерами, а также электронными
обучающими ресурсами и программами;
- индивидуальные репродуктивные и творческие работы
учащихся;
- тексты, порождаемые учениками в ходе парного и
группового взаимодействия;
- упражняющие тексты (вне зависимости от источника
их происхождения), обеспечивающие тренировку или применение умений и навыков, сохранение
изученного в памяти и опыте, а также коррекцию потенциальных ошибок и
отклонений (обратную связь);
- контролирующие тексты (вопросы и задания для самоконтроля
и внешнего контроля).
5. Учебные тексты, прежде всего внешние по
происхождению для конкретного обучающегося, следует рассматривать как
инструменты, как средства управления их учением. То есть для их авторов и для учителей
текст не есть конечная цель их деятельности, а средство обучения,
обеспечивающее деятельность ученика.
Для обучающихся же все три вида ученых текстов
являются объектом изучения и/или управления их общенческой деятельностью.
6. Назначение учебного текста — управлять процессами чтения или слушания на
стороне обучаемого,
обеспечивать профилактику и преодоление затруднений в понимании, создавать условия для интерпретации, осмысления изученного,
включая критическое, организовывать и реализовывать применение информации на
практике.
От решения этих задач зависит качество современного учебного текста,
процесса обучения в целом и его результатов.
Как конкретно воплотить эти тезисы на практике, мы расскажем в онлайн курсе о педагогическом дизайне текстового контента.
Публикации на сходные темы:
Публикации на сходные темы:
- О заголовках в учебных текстах
- Три составляющих учебного текста
- Нужен ли педагогический дизайн учебному тексту?
- Важнейшая составляющая учебного текста
Комментариев нет:
Отправить комментарий