Казалось
бы, нет ничего сложного в том, чтобы присвоить (“придумать”) правильное
название учебному курсу, пособию, УМК или электронному образовательному
ресурсу. Однако наша многолетняя практика работы с коллегами, создающими
собственные обучающие продукты (как правило, в форматах дистанционного или
смешанного обучения) говорит о том, что здесь не всё так просто и гладко.
Примеры из жизни
Обычно
на своих онлайн программах по созданию учебного контента от наших слушателей
требуется:
- Дать название (или четко сформулировать тему) создаваемого ими курса.
- Сформулировать одним предложением обобщенную цель этого курса в соответствии с требованиями педагогического дизайна.
- Составить подробное оглавление курса.
Проще простого? Увы, не всё так гладко. Рассмотрим на
примерах:
Случай 1.
Слушательница
назвала свой курс для выпускников своего вуза (да-да, для выпускного курса)
“История земельного права России”
Цель курса - оказание юридических услуг по
вопросам земельного права частным лицам и организациям (и вряд ли это подданные Ярослава Мудрого или
Павла I).
В оглавлении
этого курса 80% заголовков оказалось “про историю” и лишь 20% - про
практическую работу в наши дни.
Случай 2.
Пример из
сферы корпоративного обучения.
Название курса: Контроль руководителем торговой
точки процесса консультирования продавцами покупателей.
Цель курса: Выделение эффективных и неэффективных
действий в консультации каждого продавца и предоставление ему корректной
обратной связи.
Оглавление курса (с сокращениями):
1.
Стандарт консультации как способ управления маржой магазина
2.
Установление контакта с Клиентом
3.
Выяснение потребностей Клиента
4.
Презентация товара
…
6.
Подведение Клиента к покупке (завершение презентации)
7.
Предложение сопутствующего товара
…
11.
Завершение общения с Клиентом
Случай 3 (повышение
квалификации педагогов)
Разработка
внутренней системы управления знаниями и стандартизация качества учебных
занятий в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями NNN
(для школьных учителей)
Цель курса: создать сценарий учебного
занятия, соответствующий требованиям NNN
Оглавление курса (с сокращениями):
Часть 1. Сценарное решение как способ
управления учебными достижениями.
Часть 2. Освоение ИКТ–навыков. Работа
в сопутствующих программах.
Часть 3. Самостоятельная работа
(состоит из серии уроков по реализации интерактивных занятий (=сценариев)
с целью их размещения в сети и использования учащимися - ВН).
Часть 4. Установка электронного
сценария на платформе NN.
Не
сложно заметить, что названия таких курсов преимущественно говорит про Фому,
пункты оглавления главным образом про Ерему, а цели - про еще кого-то …
Такая картина, увы, весьма типична. К счастью,
к концу обучения многим коллегам удается избавиться от такой “разноголосицы”.
Почему
же так происходит? Важнейшими причинами таких эффектов является то, что
- разработчики ученого контента далеко не всегда умеют выразить в языковой форме то, что они как профессионалы, обычно, четко различают, а именно: предмет, цели (= результаты обучения) и смысловые границы своих учебных текстов или их фрагментов и связи между последними.
- один и тот же текст для его составителя и для обучающегося - это разные вещи. Для ученика заглавие и подзаголовки учебного текста - это задачи с некоторыми неизвестными (что это такое? что мне с этим предстоит делать? каким образом?), это то, чем он должен овладеть в умственном и поведенческом планах. А после того, как он этими задачами овладеет, заголовки и подзаголовки текстов чудесным образом превращаются в выводы, в обобщенные модели (содержание) изучаемой предметной области. Профессиональный составитель учебного текста не задается вопросами “что это такое? что и как мне с этим предстоит делать?”. Он это знает (должен знать). Проблема же в том, что создатель учебного контента не всегда умеет превратить ему известное в неизвестное для ученика. Да еще и привлекательное для него, мотивирующее к учению неизвестное.
Иными
словами, составителям учебных текстов нужно владеть правилами
- превращения заголовков в цели и задачи (результаты обучения). За каждым заголовком должен в неявном виде стоять ответ на конкретный вопрос, актуальный для ученика,
- логичного “разбиения” названий курсов и пособий на подзаголовки и привязывания к последним собственных подрезультатов.
Как
это осуществлять на практике? Поговорим об этом в следующих публикациях или
освоим в ходе онлайн-курса про педагогический дизайн текстового контента.
Комментариев нет:
Отправить комментарий