Сейчас для обучающихся на постсоветском
пространстве уже нет тех ограничений в доступе к учебным и научным
текстам, которые имели место всего 30-15 лет назад. Времена, когда имели место
- одна каноническая учебная программа,
- плюс 1 (как правило) - 2 правильных учебника к ней,
- плюс преподающий (и конспект его лекций) как приложение к программе и учебнику,
Роли и место и ученика и обучающегося в современном образовании изменились. Изменилась и продолжает меняться и работа с учебными текстами.
Тенденции и проблемы:
- Составление учебников и учебных пособий перестаёт быть уделом избранных. Всё более активно в этот процесс включаются преподаватели и учителя. Они создают собственные учебно-методические материалы, сценарии собственных занятий, готовят тексты своих лекций, все более активно (и не всегда по собственной воле) вовлекаются в создание различных жанров электронных образовательных ресурсов. Находясь между предметной областью, научным знанием и обучающимся, преподаватель становится их своеобразным представителем. Не пассивным транслятором информации, а организатором и управленцем работы учеников с нею. Готов ли весь преподавательский корпус к новой роли?
- От преподавателей всё более активно требуются методические и научно-методические публикации в профессиональных изданиях или на уровне требований таких изданий.
- Порою забывается, что устный текст — это тоже текст. Учитель в школе, преподаватель в колледже или вузе, бизнес-тренер постоянно генерирует устные тексты. В полной мере это относится и видео-лекциям (включая и постановочные), которые набирают все большую популярность. Устная речь преподавателя суть творческое текстопрорждение, динамически меняющаяся в зависимости от учебной ситуации. При таком говорении не должна искажаться или неполно представляться информация об изучаемой предметной области.
- По мере роста удельного веса самостоятельной работы обучающихся от них все больше требуется активно писать и говорить, владеть высокоразвитыми навыки успешного чтения, воспроизведения и интерпретации изученного, а также составления сочинений различного рода: ученических портфолио, презентаций, эссе, оформления индивидуальных и групповых проектов. Всё более очевидным на постсоветских территориях становится необходимость обучение академическим чтению, письму и академическому говорению.
- Как бы ни активничали сторонники визуализации учебного материала и апологеты минимизации удельного веса текстового контента в учебном процессе, значение учебно-научных, учебно-методических текстов, а также творческих работ учащихся в вербальной форме очевидно возрастает. При этом не нужно забывать, что визуальный ряд иллюстрирует вербальную информацию, а не наоборот. В случае же, когда учащиеся осваивают новые знания, опираясь не на текстовые способы представления знаний (графики, схемы, диаграммы, концепт-карты, семантические сети, фреймы, модели и тому подобное) они, в конечном итоге, переводит их на естественный язык и/или на язык логики изучаемой дисциплины.
Представленный выше список позиций (
отнюдь неполный и не завершенный) всё же, думается, позволяет сделать
следующие выводы:
Необходимо обучать как преподавателей, так
и обучающихся работе с текстами:
- учеников — академическому чтению и письму
- преподающих — такому изложение информации (устному или письменному), чтобы
она превращалась в знания учащегося.
Чтобы это случилось, нужен новый подход к
созданию учебного текстового контента. Его реализация позволит:
организовать учебный текст таким образом, чтобы он
определял содержание деятельности на стороне ученика, управлял бы его учением
так, чтобы обеспечивать формирование и дальнейшее развитие
- когнитивного (интеллектуального),
- эмоционально-ценностного,
- практического
опыта обучающихся.
Учебные тексты должны быть сконструированы
так, чтобы обеспечивать самостоятельную работу учащихся по обретению такого опыта, как
минимум, такую организацию учебного процесса, в рамках которой реализовывалась
бы раскрытие, формирование и развитие
интеллектуальных и иных психических ресурсов каждого обучающегося. Не в виде деклараций и благих пожеланий, а на прочном фундаменте инструментальных,
измеримых и проверяемых процедур. Нужна межпредметная дисциплина, включающая достижения
психологии, логики, ряда когнитивных наук, изучающая и описывающая
педагогический дизайн* различных жанров учебной
литературы, включая и электронные обучающие ресурсы.
-----
*Design (англ.) — конструкция, проект,
проектирование, разработка, расчет, план.
Комментариев нет:
Отправить комментарий