воскресенье, 8 октября 2017 г.

Три составляющих учебного текста

 Учебный текст: письменный или устный, на бумажном или на электронном носителе, как правило, имеет три составляющих.

1.      Первичный текст.
2.      Вторичный текст
3.      Профанный текст

1. Первичный (базовый) текст. В нём представлены, если речь идет о научных знаниях и технологиях, так называемые первичные знания, то есть сведения, лишённые личностного смысла, субъективизма,  деперсонифицированные. Они описывают широко известные, признанные в изучаемой области факты, явления, понятия, закономерности, концепции.
Что касается изучения искусства или уникальных авторских решений в сфере практики, первичными текстами выступают авторские произведения ( стихотворение, романы, живописные или музыкальные произведения, авторские методики (обучения, лечения, производства) и тому подобное).

Образчик первичного текста
Продажа — это переход товара к другому владельцу в обмен на денежную сумму или иной эквивалентный товар (см.: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/4248/продажа).
Активная продажа — процесс выходящий за рамки сделки по купли-продажи и начинающийся с анализа и выявления потребностей потенциального покупателя, предполагающий поиск клиента, его убеждение и мотивирование к совершению сделки именно с этим продавцом и на максимально выгодных для продавца условиях. (см.: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_p/sale/).

2. Вторичный текст (Авторский текст лектора, составителя учебного пособия, в том числе и текстов электронных тестов, тренажеров, симуляторов, игр). Такие тексты обычно создаются на базе других текстов и сохраняют их основное содержание. При этом замысел (коммуникативное намерение, конкретная цель говорящего) первичного текста должны быть неизменно представлены вторичных. Базовая информация также может по-своему интерпретироваться автором вторичного текста, но без искажения при этом смысла и замысла оригинала.
Образчик вторичного текста:
Продажа — это процесс общения продавца с клиентом, в результате чего может быть совершена сделка-купли продажи.

3. Профанный текст. Опирается на практический опыт, здравый смысл, пригодные для решения повседневных задач и выполнения корпоративных правил. Опирается на некую “правду жизни”, которая открыта «людям с улицы».
Например:
·         общественное обсуждение законодательного акта неюристами,
·         объяснение врачом хода заболевания и протокола лечения больному и его родственникам и т.п.
 При создании учебных материалов его профанные фрагменты выполняют инструментальную, дополнительную функцию. Их цель ¾ создание своеобразного обучающего средства. По сути, это «методические» вкрапления в описание изучаемой предметной области.

Задача первичного текста ¾ открыть истину, сообщить объективные данные.
Задача вторичного ¾ в доступном для обучающегося виде пересказать и сохранить содержание и коммуникативное намерение первичного текста, помочь усвоить и запомнить его, обеспечить лучшее освоение изучамой дисциплины. Здесь допускается выражение точки зрения автора на первичный текст в виде особого личного мнения, но не приветствуется подмена им замысла и содержания первоисточника.
Задача профанного текста ¾ создание эффективного обучающего инструмента и управление работой читателя с текстом.

Давайте посмотрим, всегда ли это удается авторам некого курса:
Взгляните на определение термина:
Продажа ¾ это обмен товара на деньги по результатам твоей работы с покупателем.
Усомнимся в истинности данного определения:
·         А если покупка совершится не в результате моей работы, а труда моего коллеги, то это уже не продажа?
·         А если я по инструкции общался с покупателем, да тот ничего не купил, то это уже не продажа?
·         А если покупатель не пообщался, я сразу потребовал товар и купил его, я же был пассивен, как прилавок, то это не продажа? и т.п.

Как видим, подобного рода текст несколько отличается от приведенных выше образцов первичного текста. Более того, данные дефиниции искажают существо дела.
К счастью, скорее всего ученик-продавец не дурак. Он сам разберется в отличии терминов «продажа как факт» и «продажа как процесс общение с покупателем». Что он при этом подумает о вторичном тексте, в том числе и сдавая «кривой» экзамен (тест), о его авторе, полагаю, не сложно догадаться.
Создание вторичного текста ¾ это не художественная самодеятельность, не любительское творчество и, тем более, не отсебятина. Оно не должно искажать духа и буквы первичного текста. Свою же точку зрения на него автор вправе выразить особо, но не подменяя оригинала собственными интерпретациями  и, тем более, домыслами.

Профанная составляющая в учебных текстах ¾  не зло, а вещь совершенно необходимая. Она позволяет учебному контенту управлять поведением обучающегося, привлекать его внимание и мотивировать, помогать при освоении изучаемой предметной области. Однако профанный текст требуют определенной степени профессионализма от его создателя.

Профанный не значит профанский!

Взгляните на слайд, содержащий вполне себе профанные (или профанские?) высказывания:
Давайте бегло проанализируем представленный фрагмент:
Условия задания.
Что имеется в виду под элементами продажи: а) товар, деньги, обмен или б) этапы общения продавца с покупателем, которое может и не закончится товарно- денежными отношениями.
Инструкция по выполнению упражнения
Перетащите элементы (чего? какие?), в какие пустые ячейки? . Нет здесь никаких пустых ячеек!
Неужто трудно было высказаться точно и ясно: Перемести подписанные иллюстрации в пронумерованные области экрана или т.п. .

Резюме:

·         Наличие исходной, вторичной и профанной составляющих (фргаментов) учебного контента неизбежно в пособиях и учебниках.
·         Составители учебных материалов должны чётко осознавать их наличие и уметь работать с ними.
      ·         С каждым из трех элементов учебного текста нужно работать по-разному. 

Написание учебного контента, безусловно, процесс творческий. Но и он должен подчиняться определенным правилам создания и закономерностям восприятия со стороны аудитории. Составление текстового контента ¾ не безудержный полет фантазии или забава типа написания частушек да скетчей к корпоративному празднику. Это ответственная работа с каждой из составляющих содержание учебных пособий. Это скорее наука и технологии, чем чистое искусство и уж никак не художественная самодеятельность. При этом никто не требует отказа от творческого воображения, ярких образов и увлекательной риторики при написаний учебных материалов.
Приходите на курс «Профессиональное создание учебных текстов (Педагогический дизайн текстового контента)» https://ra-kurs.spb.ru/6/0/4/3/?id=148
Поучимся работать с учебными текстами вместе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий