среда, 4 июля 2018 г.

Две главных дидактических трудности онлайн обучения


Мне видится две главных, собственно дидактических, проблемы,  в отечественном онлайн обучении:
1. Несовершенная организация и реализация управления учением, то есть тем, что и как осваивает ученик и с каким качеством.  
Такое управление должно быть, как минимум,
  • цикличным (замкнутым), когда субъекту преподавания постоянно поступает вся информация об успехах и неуспехах каждого ученика при его работе с каждым учебным элементом;
  • направленным, то есть персонифицированным  (См.: … )

2.  Несовершенная, неполная, не систематическая обратная связь, то есть неправильное «предоставление информации учащимся о правильности их работы»  (Роберт М. Ганье) с целью коррекции ошибок и отклонений.
ИМХО, традиционное очное и удаленное обучение просто физически не позволяет реализовать ни замкнутого и направленного обучения, ни обратной связи так, как следовало бы.

Решение этих проблемы на практике возможно двумя основными способами:
  1. Автоматизацией  процессов управления учением. А тут и до интеллектуальных обучающих систем рукой подать.
  2. Использованием методов интерактивного обучения, групповой и коллективной работы.

Это теоретически. На деле все не так просто. Тем не менее нужно стремиться к преодолению этих объективных, на самом-то деле, трудностей. Удается не все, не всегда, но шаг за шагом, от курса к курсу, от занятия к занятию, путем многочисленных итераций к этому стоит неуклонно двигаться. Что мы осознанно и делаем.

В интерактивном обучении преподаватель играет куда меньшую роль, чем обучающийся, как ни трудно это уяснить нашим «Учителям-с-Большой-Буквы». Здесь обратная связь от обучающихся  к преподающим куда важнее, чем обратная связь от них к ученику: 
Дорогой преподаватель, делай не только "выполнение учебной программы", а и прежде всего то, что нужно в этой программе ученику.
Взгляните на итоговую обратную связь одного из слушателей недавно завершившегося  курса о системе активных и интерактивных заданий в ДО и смешанном обучении. 
Получили ли мы правильную обратную связь про то, получил ли ученик от курса то, что ему, а не нам с рабочей программой нужно? 

Далеко не все слушатели наших курсов дают обратную связь, примерно лишь 1/4 записавшихся. Далеко не вся она столь позитивна.
Однако часто избегание откровенной обратной связи или неумение реализовать в ней критику конструктивно не связаны с чисто дидактическими причинами. Психологические и социальные   стереотипы, отлично выраженная  еще Пушкиным констатация: «Народ безмолвствует», громоздят социокультурные препятствия,  мешающие переходу наших образовательных учреждений к правильному управлению учением и интерактивным методам обучения (ни то, ни другое немыслимо без обратной связи)
Да об этом в следующий раз.  

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий