вторник, 23 октября 2012 г.

Компетенция как (авторская) ответственность



В интересном и важном ракурсе коснулся  темы компетенций Андрей Мирошниченко.

Сначала Андрей обратил внимание, что понятие "компетенция" определенным образом коррелирует с категорией ответственности.  
"К сожалению, в дискуссиях о разработке модели компетенций, системах квалификаций и т.д. очень часто забывают, что вообще-то компетентность изначально означала в первую (очередь) ответственность …"

Затем коллега подчеркнул, что компетентностный подход акцентирует свое внимание не столько на знаниях, умениях и навыках человека и даже не на его способностях, сколько на поведении, на действиях, в которых они реализуются. 
На мой взгляд, если и соглашаться, что "компетенция есть способность", то со следующими оговорками и уточнениями: компетенция есть реализованные готовность и способность к выполнению той или иной деятельности. Быть способным еще не значит быть деятельным.
 
 Далее, говоря о компетентностном подходе, Андрей отмечает, что тот фиксирует не только способность
"человека осуществлять требуемую деятельность, но и нести за нее ответственность – понимать каким образом достигается нужный результат, понимать собственные границы и постоянно их расширять – это повышает ответственность сотрудников, их самоуправляемость и самообучаемость. Основная задача компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить человека УПРАВЛЯТЬ собственными знаниями, навыками и умениями, то есть уметь самообучаться и саморазвиваться. А рамкой, движущей силой в компетентности оказывается именно ответственность, которая приводит в действия все остальные элементы компетентности". 

Здесь  хотелось бы подчеркнуть еще одно характеристику феномена ответственности: реализованную возможность и способность человека выступать автономным инициатором, автором, субъектом своих действий, сознательно и добровольно выполнять стоящие перед ним задачи, осуществлять выбор из альтернатив  (см. ...
Не случайно же в наборе Кембриджских компетенций подчеркивается необходимость предложения человеком двух и более способов решения той или иной проблемы.

При этом ответственность работника – это вовсе не его лояльность компании или верноподданичество. Если человек, скрепя сердце и сжав зубы, вопреки своей воле (авторству поведения) выполняет свои функции (обязанности), предписанные ему свыше, он не может считаться ответственным субъектом своей деятельности. Если под ответственностью разуметь то, что зафиксировал в свое время Эрих Фромм: «Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность в ее истинном смысле это от начала до конца добровольный акт. Это мой ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть "ответственным" значит быть в состоянии и готовности отвечать». 

Соответствуют ли ФГОСы и корпоративные профили компетенций параметру ответственности?

1 комментарий:

  1. Эх, нет на вас КОМПЕТЕНТНЫХ органов! Конечно, компетентностный подход, ставший модным в Европе в самом конце ХХ века, многое запутал. И в массовом педагогическом сознании практически свёл компетенции к способностям, перепутал с квалификацией.
    Тогда как изначельно компетентность неразрывно связана с ответственностью, а не квалификацией или способностями.
    Так, раньше можно было спросить: "В чьей компетенции находится эта проблема? Или вопрос, или тема".
    Именно в компетенции, независимо от способностей и квалификации. Может оказаться так, что есть квалифицированные люди, но они не могут заняться решением проблемы, поскольку она не находится в их компетенции.
    Скажем, психологи не могли заниматься тем, что было в компетенции медиков. Медсестра могла быть заведомо неквалифицированной в отношении некой проблемы, но имела право (была наделена компетенцией) заниматься ею, в отличие от психолога, квалифицированного, но некомпетентного.
    Увы! И такое положение дел везде, где существуют лицензирование, аккредитация, или сертификация деятельности.
    Ну и стоило бы различать компетентность и компетенцию, это, кажется, довольно разные вещи.

    ОтветитьУдалить