понедельник, 13 мая 2013 г.

Работа преподавателя в рамках неклассической рациональности


С изумлением и горечью наблюдаю, как иные наши модернизаторы и новаторы обучения пытаются втиснуть нелинейные процессы современного образования кто в прокрустово ложе классической дидактики, кто на потребу  воплощению своих маркетинговых и/или пиар идей или того и другого вместе. В соответствии с веяниями моды, сейчас в поле их зрения оказываются коннективизм и сетевое обучение.
В качестве одной из возможных альтернатив таким «исследованиям и практикам» предложу фрагмент из описания своей технологии развивающего диалога (ТРД), касающейся работы преподавателя в рамках неклассической парадигмы обучения. При этом слово «преподаватель» здесь является достаточно условным и употребляется, чтобы не вводить в спешке «новых сущностей».  

ТРД опирается на транслингвистику как методологию гуманитарных наук, основы которой были заложены М.М. Бахтиным. В значительной мере на появление технологии развивающего диалога повлияли практические успехи общественного движения педагогов, писателей и философов современной Франции ЖФЕН (GFEN) — Французской группы нового образования (Groupe Francais d'Education Nouvelle).
Данный подход работает как при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин от начальной школы до послепломного обучения, формального, ин- и неформального.
 
9. ПОЗИЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Деятельность педагога-преподавателя или тренера в рамках технологии развивающего диалога существенно, можно сказать, радикально отличается от работы педагога в рамках традиционного обучения по нескольким параметрам. Назовем важнейшие из них.
1. преподаватель не только ставит слушателей в ситуацию личностной неопределенности, но и сам пребывает в ней, поскольку не знает, куда заведет его учеников самостоятельная и коллективная деятельность.
 Неопределенность. Дидактический принцип ТРД, требующий реализации учебного процесса в условиях неопределенности для учащихся.

2. Преподаватель не имеет права выказывать собственной точки зрения независимо от того, совпадает ли она с мнением официальной науки или нет. Разумеется, педагогу должен быть прекрасно известен учебный материал, иначе он не сумеет организовать целенаправленную коммуникацию, но демонстрировать свое знание педагог ТРД не имеет права ни на каком из этапов учебной деятельности.
 Исключение: подготовка преподавателей или тренеров работе в ТРД.

3. Ведущая функция преподавателя состоит в организации и координации учебной коммуникации в системах Я—Я, Я—Другой и Я-текст. Позиция учителя здесь — быть организатором и координатором коммуникации. Как отмечают представители Группы Новое французское образование (GFEN), учитель на уроке — невидимка, ненавязчивое присутствие которого институциирует педагогический процесс.
4. И это главное, основная задача преподавателя состоит в искусстве постановки таких тем и проблем, которые вызывали бы разрыв, были бы актуальны для всех слушателей и мотивировали бы их индивидуальную и коллективную деятельность.
Разрыв. Дидактический принцип ТРД, гласящий:
Всякое действительно новое знание и способы его репрезентации является новым постольку, поскольку порывает с тем, что считалось правильным до сих пор. Принцип разрыва утверждает отказ от старого знания через одновременное порождение нового. Основой для разрыва служит различие индивидуальных смыслов и соответствующих им значений конвенциональных знаково-символических форм, прежде всего средств родного языка или метаязыка предметной области, что имеет место как в диалоге с самим собой, так и в коммуникации с Другим и с Текстом.

Преподаватель, работающий в ТРД, не может задавать вопросов, касающихся сути задания. Вопросы могут касаться лишь выяснения того, на каком этапе деятельности находится учащийся.

5. Установка преподавателя всегда позитивна. Он исходит из того, что любое высказывание обучаемого имеет позитивную мотивировку.
Если же мы имеет дело с негативным высказыванием, это означает, что в репертуаре слушателя нет адекватных речевых средств для экспликации своей позитивной интенции. Задача педагога как раз и состоит в обогащении знаково-символического (жанрового (М.Бахтин), дискурсивного) репертуара учащегося соответствующими средствами выражения своих устремлений. Профессиональная этика ТРД не дает педагогу права критиковать на уроке кого бы то ни было, все замечания предъявляются в форме размышлений или сомнений.

Сказанное выше можно сравнить с особенностями деятельности куратора обучения по Сименсу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий