пятница, 17 января 2014 г.

Утомленные e-learning'ом

1. Несколько лет мне пришлось следить за эволюцией работы с электронными курсами в одной огромной компании (за время существования в ней e-learning число человеко-е-курсов в ней должно перевалить за миллион).
В первые 1-2 года сотрудники (речь идет здесь только о продуктах для персонала нижнего звена, для рядовых исполнителей, большинство из которых с высшим, кстати, образованием) весьма благосклонно относились к курсам. Созданным вполне традиционно: на каждом слайде текст и картинка (последние не всегда в тему, а чаще не в тему. Даже промежуточные тесты зачем-то иллюстрировались в духе комиксов, примерно половина из которых была нужна просто для того, чтоб на экране поменьше пустого места было).

В конце каждого из этих курсов предусмотрено место для того, чтобы сотрудники оставляли обратную связь.

В первые год-полтора отзывов было десятки тысяч и практически все - положительные. Затем их число стало резко убывать, а к концу третьего года формы обратной связи заполняли буквально единицы, да и в них содержались преимущественно негативные реакции.

Что случилось? Почему так произошло. Новые курсы (а их выпускалось все больше) были выполнены в том же духе, что и первые. Содержательно же, да и визуально новые продукты были явно лучше первых. Разве что под видом игровых элементов стали появляться элементы игривые и заигрывающие.
Думаю, срабатывали эффекты новизны и утомления. Новая форма работы сперва нравилась людям, создавала вокруг е-курсов благоприятный ореол, в лучах которого не замечались недостатки (ведь точно так же мы не замечаем до поры до времени недостатки тех, кто произвел на нас хорошее впечатление, кто нам нравится).

К концу третьего года интерес к е-курсам сменился разочарованием и ... нежеланием учиться, хоть от содержащихся в них знаний должен был зависеть успех в работе. Однако работники предпочитали учиться на рабочем месте и друг у друга, а не электронно, хотя продолжительность освоения каждого из представляемых в курсе продуктов занимала 2-3, максимум 4 часа.

Спросил у тренеров компании, что же вызывает отторжение от е-learning?
Ответы сотрудников продемонстировали весьма эмоционально, буквально в лицах, будто сами тренеры, а не сотрудники, обязаны проходить по несколько таких курсов в год:
- Уберите из них идиотские картинки и мультики, из-за загрузки которых приходится вдвое больше за компьютером сидеть.
- Достает жать кнопку "Далее" через каждые 5-10 строк текста, а если надо еще кликать по ссылкам, которых на слайде может быть и 5, и 10, и 15, вообще жесть.

2. Был на прошлой неделе в одном негосударственном учреждении, занимающемся исключительно обучением менеджеров. В том числе и в смешанной очно-дистанционном форме. Речь зашла о формате подачи учебного контента. Ученики-менеджеры просят заменить слайдовые курсы pdf-файлами. Им так удобнее с содержанием курсов работать.
Разумеется, pdf'ы для этой аудитории будут также иллюстированы. Но вот времени на разглядывание анимации (а тем более ее загрузку) они тратить не хотят. Если, конечно, речь не идет об анимированных по делу моделях всяких разных процессов и функций.

Клиент хочет текстового контента! Клиент всегда прав, как известно... 

Многие коллеги-илёнинцы говорят о необходимости преобладания визуальной информации в средствах электронного обучения, обо всяких инфографиках и майнд-мепах. Факты же порой свидельствуют о том, что учащимся оно не надо. И нет тут разницы, о слайдовых ли курсах или v-академиях речь идет.  Люди хотят учится, а не "спотыкаться" о картинки, ментальные карты, виртуальные комнаты, немотивированные ветвления или оскорбляющие анатомию лица человеческого аватары. И это тоже факт...

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий