Время от времени ко мне обращаются коллеги примерно с
одними и теми же проблемами:
- Нужен слайдовый курс.
- Целевая аудитория – обычно новички, или перемещенные в должности, или «старички», которым нужно приспособиться к изменению, как правило, вызванному выходом нового пакета внутренних нормативных документов (ВНД).
- Как, каким образом трансформировать содержание ВНД и описываемые в них факты, понятия, явления и процессы в обучающий продукт?
Свел наиболее типичные вопросы
коллег в таблицу и снабдил их ответами:
Вопрос
|
Ответ
|
Столкнулись со сложной задачей. Заказчик - опять банк.
Предмет курса (слайдовый курс) - процесс работы с проблемными активами
(заемщиками, которые по имеют просроченную задолженность)
|
Что-то мне подсказывает, что
слайдовому курсу будет непросто справиться с этой задачей. Если, конечно, на
слайдах этого курса, не будут отрабатываться умения и навыки поведения персонала
«внутри» процессов работы с проблемными активами»
|
Попытки выстроить конструктивное взаимодействие с предметным экспертом
(это методолог, пишущий внутренние
нормативные документы (ВНД) по процессу) были не очень успешны.
Целевая аудитория (ЦА) - сотрудники-новички.
Заявленная цель – сотрудники должны знать бизнес-процесс (вплоть
до номеров документов(!), содержание всех ВНД по процессу,
сам процесс и функционал всех участников процесса (не хуже
своих). Попытки сузить ЦА, определить конкретную цель и задачи курса не
увенчались успехом. Однако курс нужно делать.
|
Не знаю, как реализовал ВНД методолог.
Он, думается, должен был расписать модель описываемой в ВНД предметной
области:
от а) структурированного перечисления описываемых в документах фактов, явлений, понятий, процессов, их семантики (значений) и функций б) через процедуры их применения (осуществления процессов) с учетом ограничений и трудностей, в) до динамической модели поведения сотрудников при выполнении своих обязанностей и принятия решений, в том числе неоднозначных. Венцом описания предметной области применительно к обучению является ее операционная модель –структурированный и/или иерархизированный список необходимых умений и навыков, необходимых для выполнения сотрудниками обязанностей.
Отчетливо видно, что цель в виде
«знать то, и то, и то» не работает. Целью обучения является не знание (хранение
в памяти + воспроизведение информации),
а деятельность сотрудников. Содержание ВНД в этом случае должно быть
переведено на язык обучения, т.е. и операционного описания предметной области
(поведения сотрудника).
|
По мнению методологов, нашей задачей является расширение
контента курса за счет снятия экспертизы у подразделений, участвующих в
процессе вплоть до работы с
работниками, находящимися на самом низком уровне организационной иерархии
|
А существует ли у заказчика или
исполнителя инструментарий для снятия такой экспертизы? В качестве такого
инструмента могут выступать методы инженерии знаний, описывающие -
применительно к обучению и прежде всего - модель учащегося и модель
проблемной (предметной) области, типы актуальных для работы знаний.
|
От нас, педдизайнеров, требуют
не «копания» в ВНД, "делая работу, которая уже сделана". Почему,
мол, мы не задаем вопросы о том, чего нет в ВНД, и что нужно
добавить в курс
|
Увы, не всегда и методологи, и
специалисты по обучению обладают методами обнаружения того, чего «нет». Не
будем спорить, в чьей компетенции находится такое умение - экспертов или
разработчиков е-курсов. Это решение - дело компании. Куда важнее кому-нибудь из них освоить
такие способы и методы работы со знаниями разного типа. Методология инженерии
знаний немало наработала в этом плане.
|
Возможно ли в такой ситуации какое-то
решение при условии довольно скромного бюджета и срока?
|
Извечным дефицитом ресурсов нас
не удивить. Владей участники описанных типовых ситуаций соответствующими
инструментами и методами, им не пришлось бы изобретать /как правило,
безуспешно или ничтожно результативно/ инженерию знаний – ветвь искусственного
интеллекта, описывающую процессы извлечения, приобретения, представления,
структурирования и применения знаний. Быть может, куда рациональнее сначала
освоить эти процессы, после чего работа и методологов, и педдизайнеров станет
куда менее ресурсоемеой и куда более рациональной, систематичной и куда менее
непроизводительной, если не ... безрезультатной
|
Смотрите запись вебинара на эту тему и его презентацию
Комментариев нет:
Отправить комментарий