суббота, 9 апреля 2016 г.

Инженерия знаний в eLearning и в смешанном обучении

Подходит к концу курс на "стремную" все еще тему "Инженерия знаний в e-learning

В ходе курса мы разбирали такие вопросы : 
  • Инженерия знаний (ИЗ) как методология получения, представления, обработки  и применения знаний в обучении. Базовые умения и навыки как предпосылка приобретения новых. Движущий механизм обучения.
  • Извлечение, представление и систематизация знаний с помощью мультимедиа. Основные способы представления знаний.
  • Данные, информация, знания. Преобразование информации в знание. Декларативные, процедурные и учебные знания. 
  • Модель учащегося. Учебный процесс на основе модели обучаемого. Модель учащегося и модель дисциплины. 
  • Отличия модели  проблемной (предметной) области и модели учебной дисциплины. Тематическая, функциональная и семантическая модели учебной дисциплины. Метазнания. 
  • Иерархия учебных умений и навыков. Процедурная и операционная (поведенческая) модели учебной дисциплины.


Первый отзыв о курсе:

(Манакова Людмила Михайловна, доцент Алтайского государственного педагогического  университета)


Лейтмотив курса: если сейчас нет общедоступного технического решения (прежде всего интеллектуального дидактического программного обеспечения) или иных ресурсов для реализации на деле высокоинтеллектуальной обучающей системы, то стоит организовать процесс так:
рассматривать мозг (и руки) преподающих, обучающихся и возможности компьютера,  словно они представляют собой распределенную интеллектуальную обучающую систему. 
Например, представление знаний распределить между преподавателем и компьютером, их извлечение - между учащимися и их группами, получение (приобретение) знаний делегировать ученикам, а управление учением (освоением предметной области) рационально распределить между интерактивным контентом и преподавателем.. Иными словами, спроектировать архитектуру смешанного курса и способы его реализации, слово его элементы представляют собой  интеллектуальную обучающую систему. Постепенно,  от семестра к семестру, из года в год   "повышать уровень искусственного интеллекта" курса, наращивая индивидуализацию и автоматизацию процесса учения, добиваясь управления освоением каждого из учебных элементов каждым обучаемым по комфортной для ученика траектории, в необходимых объемах и темпе. Массовое обучение пока всем эти не может в полной мере похвастаться.

 И речь вовсе не идет о замене преподавателя компьютером или отождествлении их функций и ролей в обучении. Дело в ином: используя методологию инженерии знаний, способы и методы других когнитивных наук сделать учебный процесс по-настоящему личностноориентированным, результативным и осознанным:
Сегодня, думается, именно методология инженерии знаний способна явиться катализатором и стать ведущим поставщиком адекватных идей и практических решений для смешанного и электронного обучения. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий