суббота, 12 апреля 2014 г.

Компетентностый подход: Памятка преподавателям вузов и ссузов

1. Выпускники учебных заведения получают вознаграждение (деньги) не за знания, умения, владение (потенциальные состояния), а за результативную деятельность.
Гагарин потому первый космонавт, что сделал первый полет в космос, а не потому что «имел» соответствующий диплом и нужные знания и умения с владениями.
2. Работодателя в первую очередь интересует, что и как, с каким результатом делает специалист. Его знания/умения/владения интересуют работодателя лишь постольку, постольку позволяют ему действовать. Действует правильно, даже если что-то и подзабыл (в идеале: автоматизировал до степени навыка), - значит знает-умеет-владеет.
3. Прежде чем действовать, нужно нечто знать. В рамках компетентностного подхода и кредитно-бальной системы, разумеется, также подразумевается контроль знаний. Однако даже безупречное знание предметной области (не дисциплины!) не должно приносить студенту положительного балла (количества кредитов). Знания - не цель, но средство формирования профессионала! Отсутствие же необходимого уровня владения знаниями (научными и технологическими данными) означает, что обучение приостанавливается до той поры, пока студент не обретет необходимого уровня тех знаний, которые являются необходимыми и достаточными средствами осуществления деятельности.
4. Положительную оценку (количество кредитов) студент получает, если
  1. Владеет необходимым уровнем знаний ("двоечка") +
  2. Понимает их ("троечка") +
Разумеется, преподаватель должен знать, а что такое «понимать», уметь диагностировать понимание учеником изучаемого, т.е. знать, что он и что студент делают, когда понимают.
3. Применяет знания (=действует) при решении практических или новых проблем в а) ментальном (мыслительном)  плане и  б) при принятии ответственных (=рискованных, неоднозначных) - самостоятельных и добровольных - решений. ("крепкая тройка" и выше)
Разумеется, преподаватели должны "знать-уметь-владает" про то, что же делает студент, когда мыслит, принимает решения, анализирует, рискует, оценивает и т.п.
5. Ответственность за результаты обучения целиком лежит на учащемся.
6. Ответственность преподавателя/вуза/ссуза за результаты обучения студента наступает в случае, когда преподаватель/вуз/ссуз не создали условий для достижения учащимся результатов обучения, т.е. доказанной на деле (реализованной) способности профессионально действовать в рамках осваиваемой предметной области.
Выполнение условий 5 и 6 подразумевает отказ от «рисования» незаслуженных или завышенных оценок/баллов/кредитов.

Про то, как реализовать эту "памятку" в процессе создания электронных курсов или иных ЭОР дидактическими, а не "политическими" способами мы рассказываем на обучающе-консалтинговых сессиях или в ходе очных тренингов и семинаров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий