Как проводятся наши открытые
онлайн программы - 4
Некоторые коллеги не соглашаются с тем, что мы квалифицируем свои онлайн программы как открытые курсы.
Тому есть
две основные причины
Дань
традиции:
Так уж
“исторически” повелось, что в начале своей деятельности мы работали
преимущественно на рынке корпоративного обучения. На нём принято считать
курсы, на которые может записаться любой желающий, открытыми. Учебные
мероприятия, предназначенные только для сотрудников конкретной организации и
даже ее отдельных подразделений, на которые не могут попасть другие работники, в
корпоративном обучении повелось называть закрытыми.
Концептуальные
основания:
По
определению, открытое образование - это образование без специфических требований
к поступлению на обучение. Иными словами, слушателем в учреждениях
открытого образования или на открытых курсах может быть любой человек,
независимо от уровня своей обученности, квалификации, наличия удостоверяющих
таковые документов. Понятно, что данное основание для определения открытого
обучения или образования является в общем-то формальным.
Куда
существеннее концептуальные основания для выделения открытого образования и
обучения. Не будем утруждать читателей их полным перечнем. Отметим
лишь те, которые воплощаются в наших компактных, краткосрочных: от
двух-трех недель до 2-3 месяцев, - онлайн курсах.
1.
Свобода поступления: без экзаменов, без конкурса, без подтверждающих
образовательный ценз, уровень документов.
2.
Свободное планирование обучения. В сколько-нибудь больших обучающих
учреждениях этот принцип находит воплощение в возможности выбора учащимся
нужных ему курсов из определённого их набора.
В нашем
случае это невозможно. Зато слушатели могут выбрать для себя уровни
обучения, способы и формы активности (общения) и продолжительность
обучения. Более того, они могут выбрать для себя наиболее подходящую и
привычную для себе парадигму осуществления учебного процесса (См.:Как реализовать много парадигм обучения в одном и том же курсе).
3. Свобода в
выборе места обучения. Физически наши слушатели находятся там, где им
удобно, и определяют они это самостоятельно. Даже на вебинарах присутствовать не
обязательно, поскольку их всегда можно проработать в записи. В том числе и в
любое время после завершения формальной части процесса.
4. Самым же
главным, если угодно, базовым философским принципом открытого образования и
обучения, в том числе реализуемом в наших курсах, является “целенаправленная, контролируемая, интенсивная
самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя
месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных
средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по
телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта” (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/667795 ).
5. Принцип интерактивности. Слушатели, выбирающие высшие уровни или режимы
обучения (а таких может быть от 3 до 6), работая в наших курсах,
становятся доминирующими субъектами учебного процесса. Они решают
свои производственные практические задачи во взаимодействии с коллегами
(принцип "равный учит равного равного") и, главное, задают тематику,
цели и предъявляют свои требования к результатам их обучения ведущим,
которые те помогают обеспечить. Иными словами, на самых высоких
уровнях обучения правила игры задают и доминируют слушатели, в явном виде
выступая взыскательными заказчиками своего учебного результата. Таким образом,
здесь обучение ведется преимущественно методом консалтинга, а также поиска слушателем решения своих проблем и задач в диалоге и в
сотрудничестве с преподающими. Впрочем, в ряде курсов такой подход
распространяется на всех слушателей, независимо от выбранного ими уровня
обучения.
Пример того, как слушатель задает правила игры (обсуждается работа на
уровне “применение” таксономии Блума).
Можно ли считать такие курсы открытыми?
На наш взгляд, главный формальный и ведущие содержательные признаки открытого обучения в наших курсах представлены в необходимой и достаточной для того степени.
На наш взгляд, главный формальный и ведущие содержательные признаки открытого обучения в наших курсах представлены в необходимой и достаточной для того степени.
Посчитаете ли вы нашу аргументацию убедительной или нет, вы можете принять
участие во 2-й итерации нашего нового открытого курса "Система эффективных заданий в дистанционном и смешанном обучении", уточненной и дополненной.
Курс состоится осенью. Предварительно записаться на него вы можете уже
сейчас, направив письмо с заявкой по адресу info@newedu.by
Комментариев нет:
Отправить комментарий