среда, 23 августа 2017 г.

Зачем преподавателю различать процедурные и декларативные знания


Как проводятся наши открытые онлайн программы - 6
Одна из трудностей перехода к новым образовательным подходам обусловлена тем, что мы привыкли транслировать знания по шаблону, не всегда задумываясь о том, а в чем специфика того или иного объема информации с точки зрения ее образовательных и содержательных возможностей.
Мы организуем и транслируем знания преимущественно по тематическому принципу, а не исходя из того, для чего они предназначены.
Во всех своих курсах мы различаем (и Вас призываем) рационально, осознанно работать с различными типами знаний.
Например, с такими:
Декларативное знание
Процедурное знание
описывают факты и явления (объекты) изучаемой предметной области,
фиксируют
·       наличие или отсутствие таких фактов,
·       их признаки, свойства, характеристики;
·       наличие отношений между объектами,
·       сведения о ситуациях, в которых участвуют объекты,
·       сведения о явлениях действительности и ее основных закономерностях. а также связей и закономерностей, в которые эти факты и явления входят

Иными словами, декларативные знания позволяют преподавателю изложить, а ученику ответить на вопрос на вопросы типа «Что это такое?», «Какими свойствами это обладает?»
Этот тип знаний часто называют «знание-что».
описывают последовательность действий и операций в различных видах деятельности, то есть сведения о манипуляциях (действиях над и с объектами + их преобразованием), о том, как с этими объектами действовать (знание-как).
Используются для представления информации о способах решения задач и проблем в изучаемой предметной  области, предъявления «программ» деятельности: рецепты, инструкции, алгоритмы, методики, стратегии принятия решений.

Иными словами, это знания о том, как, какими способами и с помощью каких операций действовать с декларативными знаниями. «Что делать с …?», «Как /правильно/делать?», «Используя что / с помощью кого делать»? и т.п.

Зачем различать такие (да и другие типы знаний) в учебном процессе? Да для того, чтобы строить его рационально и результативно, поскольку декларативные знания, доминирующие в традиционном обучении, не содержат в себе никакой информации о том, что и как с ними делать. 
Попробуйте навскидку, не задумываясь, ответить на вопросы:
- различаете ли вы эти типы знаний при подготовке своих обучающих продуктов?
- какие знания содержаться на данном слайде, в данном абзаце и зачем? 
-каковы пропорции тех и других знаний в содержании ваших курсов или тренингов?
- какой из типов знаний касается результатов обучения в рамках компетентностного подхода?
- каков удельный вес декларативных и процедурных знаний в контрольных материалах и обучающих упражнений ваших курсов? Оптимально ли их соотношение?
- какой из типов знаний и в каких пропорциях доминирует в проверочных заданиях ваших курсов? А какой должен доминировать?
Слушатели наших курсов, особенно онлайн программы  "Система  эффективных заданий в дистанционном и смешанном обучении" создают их сбалансированный набор, осознанно работая с различными типами знаний, четко осознавая их особенности и специфику полезности каждого из них при достижении нужных результатов и формировании компетенций: