Как проводятся наши открытые онлайн программы - 6
Одна из трудностей перехода к новым образовательным подходам обусловлена тем, что мы привыкли транслировать знания по шаблону, не всегда задумываясь о том, а в чем специфика того или иного объема информации с точки зрения ее образовательных и содержательных возможностей.
Мы организуем и транслируем знания преимущественно по тематическому принципу, а не исходя из того, для чего они предназначены.
Во всех своих курсах мы различаем (и Вас призываем) рационально, осознанно работать с различными типами знаний.
Например, с такими:
Декларативное знание
|
Процедурное знание
|
описывают факты и явления (объекты) изучаемой предметной области,
фиксируют
·
наличие или отсутствие
таких фактов,
·
их признаки, свойства,
характеристики;
·
наличие отношений между объектами,
·
сведения о ситуациях, в которых участвуют объекты,
·
сведения о явлениях действительности и ее основных
закономерностях. а также связей и закономерностей, в которые эти факты и
явления входят
Иными словами, декларативные знания позволяют преподавателю изложить, а ученику
ответить на вопрос на вопросы типа «Что это
такое?», «Какими свойствами это
обладает?»
Этот тип знаний часто
называют «знание-что».
|
описывают
последовательность действий и операций в различных видах деятельности, то
есть сведения о манипуляциях (действиях над и с
объектами +
их преобразованием), о том, как с
этими объектами действовать (знание-как).
Используются для представления информации о способах решения задач и проблем в изучаемой предметной
области, предъявления «программ» деятельности: рецепты, инструкции, алгоритмы,
методики, стратегии принятия решений.
Иными словами, это знания о том, как, какими способами
и с помощью каких операций действовать с декларативными знаниями. «Что делать с
…?», «Как /правильно/делать?», «Используя что / с помощью кого делать»? и т.п.
|
Зачем различать такие (да и другие типы знаний) в учебном процессе? Да для того, чтобы строить его рационально и результативно, поскольку декларативные знания, доминирующие в традиционном обучении, не содержат в себе никакой информации о том, что и как с ними делать.
Попробуйте навскидку, не
задумываясь, ответить на вопросы:
- различаете ли вы эти типы
знаний при подготовке своих обучающих продуктов?
- какие знания содержаться на данном слайде, в данном абзаце и зачем?
- какие знания содержаться на данном слайде, в данном абзаце и зачем?
-каковы пропорции тех и других
знаний в содержании ваших курсов или тренингов?
- какой из типов знаний касается
результатов обучения в рамках компетентностного подхода?
- каков удельный вес декларативных и процедурных знаний в контрольных
материалах и обучающих упражнений ваших курсов? Оптимально ли их соотношение?
- какой из типов знаний и в каких
пропорциях доминирует в проверочных заданиях ваших курсов? А какой должен
доминировать?
Слушатели наших курсов, особенно онлайн программы "Система эффективных заданий в дистанционном и смешанном обучении" создают их сбалансированный набор, осознанно работая с различными типами знаний, четко осознавая их особенности и специфику полезности каждого из них при достижении нужных результатов и формировании компетенций:
Комментариев нет:
Отправить комментарий