пятница, 1 сентября 2017 г.

Технология обучения vs личность преподавателя


Мы, специалисты в области электронного и дистанционного обучения, очень много внимания, и это вполне естественно, уделяем технологиям.  И не только программным и интернет решением, но и собственно обучающим технологиям:

В ходе вебинара про “некомпьютерные” “Личностно-ориентированные и предметно-ориентированные технологии обучения” мы пытались провести мысль, что оба вида технологий не только не противостоят друг другу, а могут и даже должны  быть органично включены друг в друга, наследовать друг другу в рамках изучения одних и тех же дисциплин, поcкольку обучение связано и с освоением той или иной предметной области, и с личным самоопределением учащегося в ней, и с отношением к другим людям. В подавляющем большинстве случаев. 
Даже если речь идет о таком строго регламентированном и алгоритмизируемом подходе, как Технология, ориентированная на цели (на основе таксономии Б.Блума и последователей). В ней также есть масса органично реализуемых личностноориентированных моментов: личностное понимание, применение знаний  при решении собственных задач, критическая (включая субъективную) оценка фактов и процессов.
Мысль о нецелесообразности тотального противопоставления предметно- и личностноориентированного обучения небесспорна (что мы и до вебинира отлично понимали) и нуждается в серьезных изучении и аргументации. Тем более что, как известно, далеко не все учителя, преподаватели и педагоги признают сам факт существования и даже право на жизнь технологий обучения как таковых.
Каково же количество педагогов, разделяющих такую “нигилистическую” по отношению к дидактическим технологиям точку зрения?
Взгляните на результаты опроса:

Не знаю, как вас, коллеги, меня такая реакция аудитории удивляет. Нет, не удивляет - шокирует.
В виртуальной комнате в момент голосования присутствовало 89 человек. Проголосовало немногим более половины. Вообразим (чисто гипотетически), что результаты голосования на самом деле репрезентативны и отражают реальное положение дел как минимум в 3 странах СНГ, более 1 представителя которых было на вебинаре.
В итоге:

  • 45 (50) человек не определились, либо не смогли/не пожелали, либо растерялись в  выборе приоритета; либо просто в силу разных обстоятельств не могли активно участвовать в вебинаре в момент голосования;
     
  • 31% от участников (или почти 52% от голосовавших) отвергают или почти отвергают технологические решения в деле обучения.
  • Всего 29% (менее половины из проголосовавших) рассматривают обучение как технологический процесс.
Как видим, мы получили весьма “анти-технологическую” картинку.  
*  *  *
Разумеется, такое голосование не может считаться сколько-нибудь систематическим и статистически достоверным. Пытался найти в Сети исследования по этому вопросу. Увы, не сумел найти ничего сколько-нибудь корректно составленного и масштабного (с выборками в тысячи респондентов) или убедительного (кроме победных отчетов типа: столько то педагогов региона  Х. успешно прошли курсы по усвоению… / владеют от 1-3 до 12 технологий). Коллеги, если обладаете сколько-нибудь достоверными  данными, поделитесь, пожалуйста.
В любом случае лично для меня (личностоЯриентированно :) это серьезный звоночек, подтверждающий в очередной раз гипотезу о неприятии или, скорее, не(до)понимании многими педагогами самой идеи технологизации обучения, места личности Учителя и места той или иной технологии в профессиональной деятельности этого самого Учителя (Преподавателя, Тренера). Да об этом - в следующий раз.