Любопытных прогнозов об образовании наделали наши зарубежные
коллеги (см. https://hightech.fm/2017/05/04/automated_future
). По их мнению школы всех уровней будут транслировать не столько знания и
формировать навыки, сколько прививать черты характера, среди которых выделются
- умение абстрактно и критически мыслить (вот тебе и черта характера - умение!),
- креативность,
- адаптация под внешние обстоятельства,
- взаимодействие с другими людьми.
Да и вообще прогнозы — штука “благодарная”: можно наговорить кучу умных слов на 10 лет
вперед, не неся ответственности за них.
Хотя в целом идея формирование характера в качестве цели
обучения представляется вполне интересным подходом, возникают некоторые
сомнения и опасение в нашей готовности к их реализации.
Во-первых,
прежде чем критически мыслить, нужно иметь предмет мысли, то есть что-то
хранить в памяти, выполнять ряд вполне рутинных мнемонических, умственных и практических
действий, знать и понимать, как мыслят те, кто мыслит некритически. Можно и таблицу умножения с
алфавитом (особенно английским или китайские иероглифы)
подвергнуть справедливой критике. Да никуда нем не деться от необходимости их запомнить и применять.
Прежде чем
критиковать, нужно знать, нужно обладать достаточно высокими навыками
анализа информации или способов деятельности и их обоснованной оценки. Это не
означает, что я против формирование критичности как черты человеческого
характера и поведения. Однако возникает такое мышление не на пустом месте, а на
базе более рутинных процедур. То же самое можно сказать и творческости., Иными
словами, сначала необходимо сформировать фундамент (чем мы и сейчас занимаемся худо-бедно) для творчества и
критичности, затем уже на их основе развивать столь прекрасные черты характера.
Рискуя нарваться на критику, всё-таки констатирую:
большинство наших педагогов не обучено и не способно диагностировать, к примеру, что, когда и как
понимает ученик. Более того они сами не понимают, благодаря каким умственным
действием они сами понимают ту или иную информацию или факты, что они делают, когда понимают и чем понимание отличается от их других мыслительных действий. То же в большей
или меньшей степени касается и других интеллектуальных процедур, владение
которыми, безусловно, на практике осуществляется, но интуитивно,
преимущественно по наитию, а не рационально и не технологично. Потому, прежде
чем замахнуться на формирование характера в целом, не стоит ли озаботиться
формированием его составных частей. Используя, к примеру, ту же добрую
старую таксономию Блума ( (или иной рациональный подход?)) для формирования интеллектуальной: мыслительной и
критической сторон характера? Причем, каждая из таких его сторон складывается из тех же умений и навыков: мыслительных, эмоционально-чувственных и волевых, социально-общенческих. Вместо того, чтобы гоняться за абстракциями типа "характер", не лучше ли шаг за шагом формировать его "ингредиенты"? От которых иные ретивые
предсказатели от образования, плохо подумавши, агитируют отказаться.
Во-вторых, не так-то просто решается вопрос о совместимости
мало совместимого, а именно:
— критичности с креативностью, с одной стороны,
— критичности с креативностью, с одной стороны,
— приспособляемости
к внешним обстоятельствам, с другой.
Имеем ли мы дело с противоречиями критичности и конформизма,
элементарного приспособленчества или же речь идет о присутствии, причём
гармоничном и непротиворечивом, этих двух мало совместиых черт в характере
одного отдельно взятого человека? Мы этому учим? Умеем учить? Осознанно и более
или менее технологично, учить/формировать?
В-последних, провозгласим мы человеческий характер как результат
и/или цель обучения или не провозгласим, характер ученика (равно как некая степень его компетентности) все равно
сформируется, с нашим участием, либо без него, либо вопреки ему. На деле лучшие
педагоги, безусловно, оказывают огромное влияние на формирование достойных черт
характера учеников. Делали это всегда, и всегда будут делать. Благодаря умелой
передаче знаний, умений и навыков, а не отворачиваясь от них. Ибо “характер — структура
стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности
отношений и поведения личности” как раз и складывается из ЗУНов + воздействия
внешней среды + темперамента и других врожденных психический свойств,
которые в сумме с ЗУНами и дают актуальные
сейчас для нас компетенции и
компетентость. И профессиональные и социально-общенческие. Да и просто житейские.
Ну очень не хочется, чтобы в погоне за креативностью и творчеством иные образованцы- инноваторы отказались бы от знаний и навыков, что они и так регулярно делают.
Согласна! Привлечение "характера" - очередная попытка, и не последняя, описать словами процесс. Есть процесс, не хватает слов.
ОтветитьУдалитьОх, Анна, уж очень непростая "материя" этот характер. И у нас всегда есть угроза превратить "привлечение характера к обучению" в очередную не то реформу, не то компанию по переделке всего подряд ради переделки или повышения чиновничьих статусов.
УдалитьПо-моему, насколько я могу судить по иностранной литературе и семинарах на эту тему, речь идет не о характере (возможно это неправильный перевод), а о компетенциях (Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала. Совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют Компетентностью (от англ. competence).Википедия) или навыков, которые ученик должен развить в себе для успешной жизни в 21 веке. Список, конечно, "разнообразный". Однако, это то, что требуется работодателями, как везде утверждается. В школе, определенно, не возможно реализовать все эти так называемые компетенции в полной мере, однако, это делается и прямо сейчас учителями. Например, критическое мышление - разбор лит.произведений, оценка различных материалов, оценка полезности сайтов, и пр.
ОтветитьУдалить