суббота, 9 сентября 2017 г.

Долой ЗУНы и компетенции! Цель обучения — характер

     Любопытных прогнозов об образовании наделали наши зарубежные коллеги (см. https://hightech.fm/2017/05/04/automated_future ). По их мнению школы всех уровней будут транслировать не столько знания и формировать навыки, сколько прививать черты характера, среди которых выделются
  •          умение абстрактно и критически мыслить (вот тебе и черта характера - умение!),
  •          креативность,
  •          адаптация под внешние обстоятельства,
  •          взаимодействие с другими людьми.
     Со всем этим можно теоретически согласиться: цель обучения   формирование “правильного” характера - штука  благородная и достойная. Чем-то даже напоминает всестороннее и гармоничное развитие личности в советские времена.
Да и вообще прогнозы штука “благодарная”: можно наговорить кучу умных слов на 10 лет вперед, не неся ответственности за них.
     Хотя в целом идея формирование характера в качестве цели обучения представляется вполне интересным подходом, возникают некоторые сомнения и опасение в нашей готовности к их реализации.
     Во-первых,  прежде чем критически мыслить, нужно иметь предмет мысли, то есть что-то хранить в памяти, выполнять ряд вполне рутинных мнемонических, умственных и практических действий, знать и понимать, как мыслят те, кто мыслит некритически. Можно и таблицу умножения с алфавитом (особенно английским или китайские иероглифы) подвергнуть справедливой критике. Да никуда нем не деться от необходимости их запомнить и применять.
     Прежде чем критиковать, нужно знать, нужно обладать достаточно высокими навыками анализа информации или способов деятельности и их обоснованной оценки. Это не означает, что я против формирование критичности как черты человеческого характера и поведения. Однако возникает такое мышление не на пустом месте, а на базе более рутинных процедур. То же самое можно сказать и творческости., Иными словами, сначала необходимо сформировать фундамент (чем мы и сейчас занимаемся худо-бедно) для творчества и критичности, затем уже на их основе развивать столь прекрасные черты характера.
     Рискуя нарваться на критику, всё-таки констатирую: большинство наших педагогов не обучено и не способно диагностировать, к примеру, что, когда и как понимает ученик. Более того они сами не понимают, благодаря каким умственным действием они сами понимают ту или иную информацию или факты, что они делают, когда понимают и чем понимание отличается от их других мыслительных действий. То же в большей или меньшей степени касается и других интеллектуальных процедур, владение которыми, безусловно, на практике осуществляется, но интуитивно, преимущественно по наитию, а не рационально и не технологично. Потому, прежде чем замахнуться на формирование характера в целом, не стоит ли озаботиться формированием его составных частей. Используя, к  примеру, ту же добрую старую таксономию Блума ( (или иной рациональный подход?)) для формирования интеллектуальной: мыслительной и критической сторон характера? Причем, каждая из таких его сторон складывается из тех же умений и навыков: мыслительных, эмоционально-чувственных и волевых, социально-общенческих. Вместо того, чтобы гоняться за абстракциями типа "характер", не лучше ли шаг за шагом формировать его "ингредиенты"?  От которых иные ретивые предсказатели от образования, плохо подумавши, агитируют отказаться.
     Во-вторых, не так-то просто решается вопрос о совместимости мало совместимого, а именно:
критичности с креативностью, с одной стороны,
приспособляемости к внешним обстоятельствам, с другой.  
Имеем ли мы дело с противоречиями критичности и конформизма, элементарного приспособленчества или же речь идет о присутствии, причём гармоничном и непротиворечивом, этих двух мало совместиых черт в характере одного отдельно взятого человека? Мы этому учим? Умеем учить? Осознанно и более или менее технологично, учить/формировать?
     В-последних, провозгласим мы человеческий характер как результат и/или цель обучения или не провозгласим, характер ученика (равно как некая степень его компетентности) все равно сформируется, с нашим участием, либо без него, либо вопреки ему. На деле лучшие педагоги, безусловно, оказывают огромное влияние на формирование достойных черт характера учеников. Делали это всегда, и всегда будут делать. Благодаря умелой передаче знаний, умений и навыков, а не отворачиваясь от них. Ибо “характер  структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности” как раз и складывается из ЗУНов + воздействия внешней среды +  темперамента и других врожденных психический свойств, которые в сумме с ЗУНами и дают актуальные сейчас для нас  компетенции и компетентость. И профессиональные и социально-общенческие. Да и просто житейские. 
Ну очень не хочется, чтобы в погоне за креативностью и творчеством иные образованцы- инноваторы отказались бы от знаний и навыков, что они и так регулярно делают.