Самыми простыми вопросами, которые приходится решать и
которые отчасти, руководствуясь здравым смыслом, по привычке или по наитию
решаются при создании разного рода заданий, упражнений, вопросов, тестов и тому
подобное, пожалуй, такие:
- Сколько штук тренировочных и контрольных заданий
должно быть в курсе?
- Когда они должны выполняться и, вытекающие из
него,
- как часто? сколько раз?
- где, в какой момент учебного процесса их
“запускать в дело”?
- где размещать в курсе тренировочные, контрольные
задания, упражнения?
Остановитесь на мгновение, коллега, у спросите у себя,
если ли у вас
- готовые ответы на эти вопросы?
- принципиальные подходы к тому, как на них
отвечать?
Если в первый или оба раза раза вы ответили
утвердительно, или “скорее да, чем нет”, примите наши поздравления. Теперь
самое время обратиться к более серьезным сторонам дела.
В общем и высшем формальном образовании эти вопросы
стали решаться куда успешнее с введением образовательных стандартов,
опирающихся на описания результатов обучения. Прямо или косвенно, не мытьем,
так катаньем они содействуют постепенному (хоть и методом проб и ошибок, очень
часто) эмпирическому установлению полезного баланса между сообщаемой
преподавателем и/или курсом информацией и заданиями по ее закреплению и
применению, формированию навыков. Далее всего по этому пути продвинулась
начальная и средняя школа. Также и некоторые бизнес-тренеры. И это нужно только
приветствовать. Несколько хуже обстоит дело с дополнительным и последипломным
образованием. И практически стихийно, случайным образом и крайне
субъективно эти вопросы решаются в корпоративном обучении да разного рода
коммерческих учреждениях по обучению взрослых.
Предположим, что вы оба раза и вполне уверенно
ответили “да”. Теперь чуть конкретизируем проблему. Хотите вы того или нет,
осознаете или не очень, систему ваших заданий и тестов придется вписать в рамки
того или иного подхода к обучению.
Проблема состоит в том,
что каждый такой подход (парадигма) требует специфических ответов на вопросы:
- Сколько штук творческих, тренировочных и
контрольных заданий должно быть в курсе?
- Когда, в какой момент учебного процесса их
“запускать в дело”, а когда не запускать?
- Всем ли ученикам (группам учеников) назначать
одни и те же задания? Одинаково ли их количество для всех учеников
(групп)?
- Где и для кого именно размещать в курсе
тренировочные, контрольные задания, упражнения для самоконтроля и
самоооценки, задания для взаимного контроля?
- и др.
Нетрудно заметить, что нет
единого, универсального способа составления заданий и тестов для всех парадигм
сразу. Более того, в одном и том и том же курсе могут соприсутствовать
элементы, относимые к разным парадигмам, которые по определению различны и
противоположны другу. Как привести систему заданий и тестов курса в систему в
соответствии с парадигмой обучения, их "смесью"? Здесь уже одним
наитием и составлением заданий по образу и подобию своих учителей и преподавателей вряд можно обойтись.
Как быть? - Поищем способы решения этой и других
проблемы на вебинаре Создание системы заданий в электронных и смешанных курсах и в следующих публикациях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий