среда, 4 апреля 2018 г.

Когда e-learning’цу повышать квалификацию?


Все мы в курсе, сколько людей завершает обучение на массовых открытых дистанционных курсах (МООС) - 6-8-10%% от всех записавшихся.  В год мы (Группа НЭО) проводим от 4-х до 8-и открытых онлайн  курсов. Уже на протяжении 8 лет. Массовыми их назвать нельзя. Более того, к массовости мы  не стремимся, считая оптимальными учебные группы из 15 +/- 5 человек. Наши методические решения и имеющиеся  ресурсы рассчитаны преимущественно на такую аудиторию. /На деле же было у нас и 7 слушателей и более 100 на одном онлайн курсе./
Количество завершивших обучение у нас несколько выше, чем на большинстве МООС: обычно от 20 до 40%%. Были и отдельные курсы-исключения (всего-то 2!) с 90 и более процентами выполнивших все работы обучающимися.

В чем причина незавершения обучения на наших курсах? Мы не будем сравнивать себя с МООСами мирового масштаба и поделимся своими “локальными” наблюдениями. Возможно, и на столь малых данных удастся нащупать  более-менее значимые закономерности и условия, влияющие на завершение обучения в открытых курсов на постсоветском пространстве.

1. Наивысшие результаты и мотивированность показывают слушатели, которые сами либо являются собственниками, сособственниками обучающих бизнесов, либо их стекхолдерами + сами были преподавателями (тренерами), преподают и/или участвуют в разработке контента. А также те, кто является или намеревается стать фрилансером в деле дистанционного и смешанного обучения. Те, кто приходит на обучение добровольно и сознательно, а не по воле начальства. Таких обычно 10-20% среди наших слушателей.

2. Руководители и ведущие специалисты государственных и/или частных образовательных учреждений (и не только с постсоветских территорий), лично заинтересованные в переменах и лично преданные делу обучения. Это наши самые благодарные слушатели, которые приходят не на одну, а, обычно, на несколько наших программ (5-10%% от всех слушателей).
Эти группы наших слушателей четко и жестко (несмотря на свою колоссальную занятость на рабочих местах) выделяют необходимое для обучения время.

3. Ведущие или многообещающие с точки зрения начальства специалисты корпоративных центров,  компаний и вузов, ССУЗов и общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, которых на обучение направило руководство. Из этой группы не завершают обучения две категории слушателей:
  • те (максимум 1-2 человека на курс, и далеко не на каждый) – обычно лица руководящие, для кого наш строго рациональный подход, стремление к научности вступает в противоречие с корпоративной практикой, культурой, стандартами и нормами, включая подходы к образовательной политике. Грубо говоря, те, для кого смешанное и электронное обучение суть элемент внутреннего и внешнего пиара, маркетинга, пропаганды или просто личностного и профессионального самоутверждения за счет подопечных и “творческих” заимствований нашего контента. Или просто выполнение приказа начальства. Обычно такие либо отваливаются сразу (было всего 3 таких случая, ибо на наших курсах работать (“пахать”, по выражению многих участников) надо, либо "учатся" молча, чтобы утянуть себе материалы курса и втихаря с их помощью строить свою карьеру, писать статьи да диссертации. На здоровье, если от этого качество самого обучения  выигрывает.
  • те, кто искренне готовы и намерены учится, хотят применять изученное. Но при этом направившие их руководители не создают условий ни для успешного обучения, ни, тем более, для реализации изученного на практике. Им попросту не выделяют времени на обучение, но требуют внедрения излагаемого на курсе в практику “еще вчера”. А вчера-то и не наступает ...
4. Обычные преподаватели, учителя и корпоративные тренеры, которые по собственной инициативе на свой страх и риск выбирают наши курсы либо направлены на них руководством. Вот им то, прежде всего "направленным" и не хватает 3-6 часов в неделю на протяжении обычно 4-5 недель для успешного обучения. Их работа и повседневная жизнь столь загружены, что это проблематично. При этом люди готовы учиться по вечерам и даже  в свои “кровные выходные”.
Взгляните на фрагменты результаты опроса, который мы сейчас проводим и к которому приглашаем и вас присоединиться:

Видите? Люди хотят учится! По вечерам в большинстве своем. И даже по выходным! То есть во внерабочее время. И это, надо полагать, не от хорошей жизни.
На наш взгляд, главная причина незавершенности отечественных онлайн курсов на рынке СНГ  - отсутствие условий для нормального обучения и поддержки со стороны менеджмента для необходимого и достаточного усвоения знаний и выработки навыков.

Хочется обратиться к руководителям тех специалистов, которых они направляют на обучение (и вовсе не обязательно на наши онлайн программы):
Дамы и господа!
Предоставьте людям комфортные возможности для усвоения и применения изученного. 
И процент незавершенных курсов упадет, число нереализованных идей и прагматических решений уменьшится. Вложенные средства окупится с большей вероятностью и с большим эффектом.
Что же касается нас, то мы готовы не только обучать, но и сопровождать применение предлагаемого на наших онлайн программах в практике ваших организаций. И не только удаленно, но и в смешанном и очном форматах тоже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий