среда, 10 июля 2019 г.

Долой учителей нового типа?

Получил сегодня такой комментарий на пост  От знаниевого обучения к действенному учению. Манифест? от нашей с вами коллеги  Марии N:

"деятельность преподавателя заключается в проектировании учебной деятельности, организации учебной деятельности и управлении учебной деятельностью, а не в «передаче» знаний"
Увы, но это - утопия. Для того, чтобы человек мог получать знания и умения в ходе учебной деятельности, у него должны быть как минимум
1) базовый системный набор знаний, понимание их взаимосвязи, основных существующих теорий и практик - т.н. сформированная культура (техническая, естественнонаучная культура - тоже культура);
2) умение творчески и критично пользоваться источниками информации на основе этой базы.
Идиллическая картина с учителем-организатором самостоятельного усвоения "компетенций", придуманная авторами ФГОСов и прочего нереальна. Все, кто сталкивался с уровнем реально существующих учебников, включая интернет-источники, те, кто работал с подростками, уже учившимися "по ФГОСу", наступали на эти грабли.


Изложенная позиция небесспорна. Однако автор обратил внимание на важный симптом, характеризующий нынешние тренды в обучении.
Без наполнения головы учащихся необходимыми, достаточными и качественными сведениями преподаватели-фасилитаторы, организаторы, диспетчеры, кураторы, повивальные бабки знаний и т.п., особенно подменяющие изучение предметной области своей персоной, самопрезентацией или процессами взаимодействия да вовлечения вместо управления учением по поводу той или иной предметной области, если не вредят качеству обучения, то опускают его планку. Самостоятельной и групповой, активной и интерактивной работой нужно тонко и технологично управлять. Это требует куда более высокой квалификации, строгой технологичности, нежели мы обычно думаем и … чем от нас руководство требует.

Независимое, свободное, коллаборативное, коннективистское, поисковое, игровое  и пр. и пр. обучения - это обучение основам наук (технологий), а не только техникам общения, креативного поиска , коллаборации и т.п.. Сами по себе фасилицирующие,  вопросно-ответные, групповые и игровые методы, самооценка или взаимная оценка ни физике, ни лирике, ни менеджменту, ни стройматериалам, ни продажам, ни хирургии или математике не научат.
*  *  *  *  *
Похожие публикации:
—  Видеоурок «Как сбалансировать директивные и недирективные методы обучения в одном курсе» https://vnaumov.timepad.ru/event/1007404/ 

— Эй, поосторожнее с активными до креативными методами – 1 https://vnaumov.blogspot.com/2019/06/1_12.html
— Почему инновации и реформы снижают качество обучения https://vnaumov.blogspot.com/2019/06/blog-post_17.html
— Вот оно какое – авторитарное обучение!
https://vnaumov.blogspot.com/2019/06/blog-post_22.html

3 комментария:

  1. Все верно. По какой-то причине стали игнорировать необходимость получения базовых знаний. Не все знания возможно получить опытном путем. Жизни не хватит. А время теряется. Другое дело, что важно учить осмыслению получаемой информации и методам ее проверки. Ведь даже ученые могут ошибаться, хотя бы по причине, что используют не ту парадигму. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно с Вами согласен!
      Куда продуктивнее и эффективнее, как Вы пишете "учить осмыслению получаемой информации и методам ее проверки", а также самостоятельного и творческого использования изученного.

      Удалить
    2. Да, конечно :)"...а также самостоятельного и творческого использования изученного."

      Удалить