пятница, 2 августа 2019 г.

Как научить людей решать комплексные задачи - 4

Методологическая основа обучения решению комплексных задач

Одна из самых продвинутых и признанных моделей для обучения решению комплексных задач  базируется на методологии инженерии знаний и данных когнитивной психологии, а именно, на модели СТА (Cognitive Task Analysis – Познавательный анализ задач (ПАЗ).
Для понимания этой модели важно обратить внимание на три обстоятельства:

1.    В рамках модели СТА речь может вестись не только о сугубо когнитивных, интеллектуальных задачах, но и о тех, где могут задействоваться моторные навыки (например, при проведении хирургических операций или игре в теннис), а также эмоционально-ценностная  (аффективная) область познания (управление эмоциями, поддержание устойчивого интереса и т.п.), образное мышление. Поэтому смысл английского слово «сognitive», нам кажется, вернее передавать по-русски словом «познавательный», а не более узким по смыслу «когнитивный».

2.    В корпоративном обучении, в тех организациях, где активно задействованы процессы управления знаниями, в основу обучения могут класться экспертные знания наиболее успешных специалистов, включая неявные. Удельный вес экспертных знаний (наряду с явными концептуальными, эмпирическими, а также процедурными: формализованными инструкциями и регламентами и т.п.) может быть весьма высок и даже доминировать. В академическом обучении, если практический опыт преподавательского состава невелик, основой для запуска обучению решать комплексные задачи могут выступать грамотно составленные учебные программы, образовательные и профессиональные стандарты.

3.    В настоящее время описано более ста типов (!) методов, которые используются в СТА. Это вызывает немалые трудности при их изучении и освоении. Тем не менее, применительно к обучению можно выделить определенные регулярности (паттерны) для работы с моделями СТА и их использованием в учебном процессе.
Методы СТА используются не только в деле управления и его автоматизации, но и все активнее врываются в сферу учебного (педагогического) дизайна. Причем и в менеджменте, и в обучении СТА имеют если не тождественные, то в многом совпадающие по вектору, цели. Особенно ярко это заметно в условиях профессионального образования.
Целями или результатами описания процессов с помощью СТА прежде всего являются:
  1. Описание той или иной деятельности и условий ее  производительности (эффективности). Это может быть сознательная или неосознаваемая деятельность людей, а также работа и свойства машин, материалов (объектов труда), инструментов и оборудования.  Пусть вас не смущает присутствие здесь неживых объектов: их ведь также нужно изучать.
  2. Необходимые для осуществления деятельности эмпирические (фактические), концептуальные и процедурные, а также метакогнитивные знания.
  3. Различного рода стандарты (в широком смысле этого слова), используемые для регулирования  выполнения той или иной деятельности и входящих в нее задач.
  4. Предшествующие процессу обучения (или иной деятельности) тексты, учебные пособия, инструкции, тесты,а также экспертные или интеллектуальные обучающие системы. Причем все они могут использоваться как для передачи «готовых» сложных знаний, так и для получения новых.
Таким образом создаются формализованные, структурированные взаимосвязанные сведения для решения комплексных задач в рамках той или иной предметной области. На их основе можно  приступать к описанию методик и сценариев проведения конкретных курсов, тренингов в очном, удаленном или смешанном форматах.

*  *  *  *  * 
http://vnaumov.tilda.ws/kompleks
Онлайн-интесив


Комментариев нет:

Отправить комментарий