вторник, 28 сентября 2021 г.

Система вопросов для формирования умственных навыков высшего порядка в e-learning

Согласно иерархии результатов (целей) обучения  Б. Блума, знание (то есть запоминание и воспроизведение информации)  это самый низкий уровень познания. Здесь задействуются когнитивные навыки самого низкого порядка. За уровнем "знание" ("помнить") следуют более сложные умственные действия: понимание и применение. 
Более высокие уровни таксономии занимают умственные действия высшего порядка: анализ, синтез и оценка, — которыми также следует владеть учащемуся. Каждый последующий уровень, как матрешка, включает в себя все предыдущие.


Если в условиях электронного обучения ученикам предлагается просто отыскать отдельные факты в интернете, они "официально" лишаются возможности обрести опыт мышления высшего порядка. 

Когда же преподающие и/или электронные средства обучения  предоставляют ученикам возможность получить опыт обучения на высших уровнях, они ставят задания, требующие решения проблем или сложных по составу задач.

Сложные задачи выполняются в несколько действий, а условия заданий включают довольно много элементов ситуации, на решение которой влияет изрядное количество факторов. 

На "электронном уроке" учащиеся могут решить проблему (задачу) тоже на основе информации, добытой в интернете. Однако  многокомпонентность условий задачи потребует использовать добытые сведения более продуктивно и изобретательно. 

Как это  реализовать? Наиболее простым и доступным методическим приемом для этого служат специальные вопросы. Свои для каждого уровня таксономии.

Например:

Опираясь на подобные вопросы обучающийся сможет:

  • найти информацию, 
  • обобщить ее  ключевые аспекты, 
  • поместить информацию в актуальный контекст, 
  • сравнить ее с другой посредством анализа и/или оценки, 
  • наконец, синтезировать информацию, сделав собственные самостоятельные выводы.

Подобные вопросы могут объединяться в рационально организованные группы   учебные эвристики. Последовательно отвечая на них учащийся не только изучает новое, но и самостоятельно порождает новые для себя идеи и обобщения. А также оценивает их качество. 

В результате работы с такими вопросами умственная деятельность аудитории перейдет на уровень навыков высшего порядка. Принято считать, что сам этот факт привлекает людей к учёбе, прививает вкус к хорошему мышлению и получению удовольствия от него, вовлекает и мотивирует к процессу познания и совершенствованию своей мыслительной деятельности

*   *   *   *   * 


4 комментария:

  1. Про различение "инфомации" и знания см. здесь: https://vnaumov.blogspot.com/2020/04/vs_30.html

    ОтветитьУдалить
  2. Вопросы уровня синтез сформулировал явно не для школьников и даже не студентов: это уровень кандидатов и докторов наук. Студент не поймёт даже сами эти вопросы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  3. Хорошее замечание. Объяснюсь: Этот текст адресуется не студентам / школярам, а профи, и опытным, Они наша ЦА . Да, текст абстрактен. И сложен. Но не сложнее самого преподавания как такового.
    Однако
    а) Не подталкивайте нас делать из преподающих профдебилов. У нас ШКОЛА учебного дизайна для преподающих и авторов контента, а не для третьеклассников. В дебилизации педкадров нет охоты участвовать. В этом и без нас преуспели многие институции и гуру, нам их вряд ли не победить в конкуренции 😏.
    б) Для школьников и студентов свои варианты, четко привязанные к 1. изучаемому здесь-и-сейчас аспекту предметной области 2. уровню базовых знаний и опыта аудитории, 3. ее потребностям. А это уже совсем другая история - кастомизация

    ОтветитьУдалить