воскресенье, 19 сентября 2021 г.

Эвристические топики в обучении (1)

Эвристические топики это группы вопросов, модели, инструкции и т.п., которые позволяют обучающимся и преподающим

  • понимать и анализировать учебный материал;
  • создавать новые идеи и планы, изобретать,
  • аргументировать свои мысли и оценивать чужие;
  • а также описывать различные объекты;
  • выражать сомнения;
  • приводить доказательства.

Топики «понимаются как ментальные категории, выступающие стимулом для «размножения» идей» (© Л. А. Голышкина).

Например:

Несколько топиков могут объединяться в учебные эвристики. Порой отдельный топик выступать в ее качестве.

Первые топики (их еще называют «топы» или «топосы») впервые были описаны еще Аристотелем. Увы, мы используем в обучении подобные «древние» инструменты незаслуженно редко. Так, все, кому не лень, восхищаются сократовскими диалогами, но они, что досадно, так и не вошли в образовательную повседневность. Лень их реализовывать в деле? И не только отдельными педагогами, но высокими образовательными инстанциями и учреждениями? Та же участь постигла и более современную реинкарнацию наследия Сократа и Аристотеля в виде проблемного обучения Б.Скиннера или Н.Кроудера. См. ...

Смысл применения эвристик и топиков в обучении в том, что они позволяют всем участникам процесса и даже авторам учебного контента строить собственные смысловые модели. Эти модели могут предназначаться для:

  • изучения учебного контента или любых реальных объектов, процессов и явлений, то есть их осознания, структурированного запоминания и понимания,
  • анализа и оценки изучаемого материала или его создания, то есть упорядоченной и рациональной организации своей умственной и речевой деятельности.
  • при этом топики позволяют человеку проявлять свою индивидуальность, выражая особенности мыслительной и текстопорождающей деятельности как ученика, та и преподающего и других средств обучения.

Вот какую систему риторических топиков предложил М. Ломоносов, чтобы «размножать» простые идеи и объединять их в целостные сложные:

1) род и вид; 2) целое и части; 3) материальные свойства; 4) жизненные свойства; 5) имя; 6) действия и страдания; 7) место; 8) время; 9) происхождение; 10) причина; 11) предыдущее и последующее; 12) признаки; 13) обстоятельства; 14) подобия; 15) противные и несходные вещи; 16) уравнения.

К примеру, в вопросной форме топик «обстоятельства» можно представить так:

Где? Когда? Как? Каким образом?

Этот вид топика придает учебному контенту конкретность, предъявляет ход событий и процессов и даже позволяет визуализировать их описательно, а также с помощью изображений объектов или схем того, чего нельзя скопировать с натуры.

Последовательного отвечая на подобные вопросы, преподаватель или создатель учебного контента способен построить четкие размышеления,описания и повествования практически о чем угодно, Ученик де сможет расшифровывать их, а затем проинтерпретировать и структурировать сообразно своим личностным особенностям.

 Продолжение следует

 *   *   *   *   *

Подробнее


Комментариев нет:

Отправить комментарий