суббота, 7 ноября 2015 г.

Тьюторство в вопросах и ответах (1)


На вебинаре «Компетенции тьютора в открытом дистанционном образовании (из опыта МИМ ЛИНК и Открытого Университета Великобритании)» мы с Вячеславом Лебсаком, по понятным причинам, не смогли на ответить на все вопросы "из зала". Благодарим всех авторов вопросов и всех участников вебинара за деятельностную заинтересованность и воспользуемся возможностью дать ответы здесь.
Приглашаем коллег, имеющих опыт тьюторства и/или изучавших работу тьюторов, присоединиться к нам и также рассказать в комментария к посту о своем видении и практическом опыте решения этих вопросов.

Вопрос от В. Поляковой:
Какой уровень образования достаточно иметь для того, чтобы стать тьютором?
Ответ:
В Российской Федерации тьютор (в учреждениях высшего и дополнительного профобразования) должен иметь высшее  профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 3 лет. Разумеется, не помешали бы курсы повышения квалификации, стажировки и, конечно же, постоянное самообразование и обмен опытом с коллегами.
В сферу специфических компетенций и умений тьютора ВПО и ДПО должны входить прежде всего знания и умения, касающиеся основ обучения взрослых (андрагогики), особенностей динамики их потребностей и интересов, основ творческой деятельности, способов поиска и поддержки талантов.

На наш взгляд, в Едином квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) требования к знаниям тьютора в сфере профессионального образования  прописаны излишне  обще и могут спровоцировать неоднозначность трактовок.
Куда подробнее и конкретнее прописаны в ЕКС требования к знаниям и умениям тьютора общеобразовательных и иных учреждений «непрофессионального образования».  Наиболее специфичными («наиболее тьюторскими») являются  требования к владению:
  • методами и формами мониторинга деятельности обучающихся;
  • технологиями открытого образования и тьюторскими технологиями;
  • методами установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  •  технологиями  продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации  компетентностного подхода;
  •  технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  •  способами организации свободного времени обучающихся и др.
ИМХО, эти требования вполне могут быть экстарполированы и на тьюторинг в высшем и дополнительном профобразовании.

 Тьюторы, за исключением  занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, должны иметь:
  • высшее образование по направлению подготовки "Образование и педагогика",
  • стаж педагогической работы не менее 2 лет.
 Продолжение последует в этом блоге и здесь.

2 комментария:

  1. Я, как неправильный тьютор и как бывший руководитель отдела в ЦАГИ могу добавить, что известный академик Дородницин не имел высшего образования, а как бывший проректор МИМ ЛИНК, должен напомнить, что образование называется ОТКРЫТЫМ, так как не предъявляет никаких требований к уровню образования, если ты сумел освоить изучаемый курс. Доктор военных наук имеет "звание" тьютор-мастер МИМ ЛИНК и вполне настоящий полковник.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отличная иллюстрация одной из особенностей Открытого образования. Спасибо, Вячеслав Александрович!

      Удалить