На вебинаре «Компетенции тьютора в открытом дистанционном образовании (из опыта МИМ ЛИНК и Открытого Университета Великобритании)» мы с Вячеславом
Лебсаком, по понятным причинам, не смогли на ответить на все вопросы "из
зала". Благодарим всех авторов вопросов и всех участников вебинара за
деятельностную заинтересованность и воспользуемся возможностью дать ответы
здесь.
Приглашаем коллег, имеющих опыт тьюторства и/или изучавших
работу тьюторов, присоединиться к нам и также рассказать в комментария к посту о
своем видении и практическом опыте решения этих вопросов.
Вопрос от В. Поляковой:
Какой уровень образования достаточно иметь для того, чтобы
стать тьютором?
Ответ:
В Российской Федерации тьютор (в учреждениях высшего и
дополнительного профобразования) должен иметь высшее профессиональное
образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 3 лет.
Разумеется, не помешали бы курсы повышения квалификации, стажировки и, конечно
же, постоянное самообразование и обмен опытом с коллегами.
В сферу специфических компетенций и умений тьютора ВПО и ДПО
должны входить прежде всего знания и умения, касающиеся основ обучения взрослых
(андрагогики), особенностей динамики их потребностей и интересов, основ
творческой деятельности, способов поиска и поддержки талантов.
На наш взгляд, в Едином квалификационный справочник
должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) требования к
знаниям тьютора в сфере профессионального образования прописаны излишне обще и могут спровоцировать неоднозначность
трактовок.
Куда подробнее и конкретнее прописаны в ЕКС требования к
знаниям и умениям тьютора общеобразовательных и иных учреждений «непрофессионального
образования». Наиболее специфичными («наиболее тьюторскими») являются требования к владению:
- методами и формами мониторинга деятельности обучающихся;
- технологиями открытого образования и тьюторскими технологиями;
- методами установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- технологиями продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
- технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- способами организации свободного времени обучающихся и др.
ИМХО, эти требования вполне могут быть экстарполированы и на тьюторинг в высшем и дополнительном профобразовании.
Тьюторы, за исключением занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, должны иметь:
- высшее образование по направлению подготовки "Образование и педагогика",
- стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Продолжение последует в этом блоге и здесь.
Я, как неправильный тьютор и как бывший руководитель отдела в ЦАГИ могу добавить, что известный академик Дородницин не имел высшего образования, а как бывший проректор МИМ ЛИНК, должен напомнить, что образование называется ОТКРЫТЫМ, так как не предъявляет никаких требований к уровню образования, если ты сумел освоить изучаемый курс. Доктор военных наук имеет "звание" тьютор-мастер МИМ ЛИНК и вполне настоящий полковник.
ОтветитьУдалитьОтличная иллюстрация одной из особенностей Открытого образования. Спасибо, Вячеслав Александрович!
Удалить