воскресенье, 15 ноября 2015 г.

Карма тьютора, или Его божественная роль



Кучу лет назад (2008 г.) опубликовал пост под названием "Божественная сущность тьютора и критерии ее измеримости" (пост давнишний, некоторые ссылки в перепосте стали битым, простите).
Перепечатываю сообщение вновь, ибо сейчас, коль скоро в России должность тьютора стала худо-бедно официально признанной, но все еще остается загадочной, пост, кажется, стал еще более актуален:

* * * * *
Несколько десятилетий назад французский педагог Селестен Френе высказал весьма неординарную мысль: социум требует от педагога совокупности таких качеств, которые могут целиком принадлежать одному только богу.
Решил проверить, а не изменилось ли что-нибудь спустя 90 лет, с тех пор, как Френе разработал свою потрясающую технологию обучения. Кстати, в ней к учителю предъявлялось лишь одно базовое требование ― руководство совместным написанием и публикацией текстов в школьной типографии. Так что wiki – хорошо забытое старое – может считать годом своего рождения 1918.

Увы, по мнению наших теоретиков, от тьютора в условиях дистанционного обучения разом требуется такой набор профессиональных ролей, которые смертному ну никак не по бренному плечу. Он одновременно должен выступать как модератор, фасилитатор, методолог, игротехник, консультант, предметный эксперт и преподаватель, тренер, коуч, наставник, посредник между контентом и учащимся и, в контексте продвижения образовательных услуг, еще и как менеджер, маркетолог и продавец оных (см.) .
Под силу ли такое земному учителю? Не знаю, как вы, я на такое точно не способен, разве что на о-о-очень скромном уровне. Кто, где, какое учебное заведение способно дать такую подготовку, хватит ли будущему тьютору семи жизней, чтобы научиться тому, что от него требуют уважаемые теоретики?

Не менее заоблачные требования предъявляются к социальным, общекультурным и нравственным качествам тьютора: он должен быть гуманен, толерантен, способен к эмпании, уважать права и свободы человека вообще и обучаемого в частности и пр. и пр., грамотен, профессионально владеть устной и письменной речью, даже редактировать тексты и, разумеется, не распугивать контингент своим внешним видом, голосом и манерами, всегда оставаться здоровым и эстетически привлекательным.

Коммуникативные и психолого-педагогические параматеры тьютора должны быть не менее выдающимися, он обязан демонстрировать: «умение подбирать и разрабатывать учебно-методические материалы, оценивать их качество с точки зрения современных норм; умение использовать в учебном процессе современные педагогические технологии, отвечающие целям учебного курса или образовательной программы в целом, стимулирующие активность обучающихся; умение оказывать помощь и поддержку обучающимся, создавать мотивацию, разрешать конфликты, развивать сотрудничество на основе знания психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп, возрастной психологии»* . Тьютором "должен быть человек творческий, обладающий педагогическим тактом, ... , артистизмом, развитым чувством юмора,... Вместе с тем ему должны быть присущи сообразительность, работоспособность, эмоциональная восприимчивость и психологическая зоркость, сосредоточенность, критичность ума, стойкость в преодолении консерватизма, отставании своих позиций"* .
Пожалуй, хватит цитат. Умолчу также про некоторые IT-шные и пользовательские компетенции тьюторов ДО как само собой разумеющиеся.

Каким же должны при таких концептуальных обстоятельствах быть критерии измеримости работы тьюторов, сколько томов занимать их простое перечисление? Помыслить страшно.
Хватит, однако, думать, лучше работать пойду – диссертацию про тьюторство писать. Подобных цитат у меня на несколько диссертаций накопилось.
 * * * * * 
- Что же делать в такой ситуации и спасти нарождающуюся когорту тьюторов если ни от профессионального выгорания и душевного дискомфорта, то от излишней суеты и непосильного профессионального ханжества?
- Прописать, освоить и следовать ограниченному, земному, а не декларативно-божественному кругу прав и обязанностей тьютора. То есть, освоить что, когда, зачем и как + с каким результатом ему действовать. И чтоб это можно было бы на пальцах рук, ну, в крайнем случае, и ног, посчитать. Как это делать, как овладеть технологией тьюторского труда, отчасти можно узнать, приняв участие в курсе по тьюторингу

Комментариев нет:

Отправить комментарий