воскресенье, 14 мая 2017 г.

Как привести процессы учения и преподавания в гармонию

С чего начинать  проектирование дистанционных или смешанных курсов?
Обычно процесс стартует со структурирования контента и с изложения материала, который нужно доставить обучающимся.
В итоге же мы получаем, как правило,  копию, и не всегда самую удачную, очной формы обучения.

А если поступить иначе, как того требует компетентностный, деятельностный подход к обучению? Начать разработку курса не с составления и доставки аудитории необходимых сведений,  а сразу с определения и формализации нужных результатов обучения.
Иными словами, сначала определить цель и задачи курса, затем составить систему обучающих упражнений. Снабдить их корректирующей обратной связью. И сделать это в таком объеме и с такой степенью детализации необходимых действий и составляющих их операций, умственных и практических, чтобы обеспечить желаемый результат. После чего можно переходить и к составлению  контрольных заданий.

Разумеется, такие упражнения и тесты следует создавать не случайным образом, не только по творческому наитию, но и по определенным правилам. В частности, для этого можно использовать иерархию (таксономию) результатов обучения Бенджамина Блума.
Проектирование курса начиная именно с его результатов посредством создания логичной системы заданий и тестов
  • существенно повышают точность и надежность  диагностики уровня обученности и объективность оценку результатов обучения;
  • обеспечивает не механическое зазубривание материала, а его планомерное понимание и усвоение, а также самостоятельный поиск обучающимися решения задач и порождение ими новых для себя знаний.
Овладение преподавателями и авторами ЭОР созданием заданий на основе той ли иной таксономии целей обучения как фундамента проектировании и проведения обучения не только, ИМХО, существенно повысит качество обучения, но и избавит от чрезмерных усилий по “выдумыванию” тестов и упражнений при неизменно высоком качестве создаваемых материалов.

На наш взгляд, такой подход способен привести процессы преподавания и учения в гармонию.

Что думаете коллеги?

2 комментария:

  1. Думаю, Владимир Валентинович, что в принципе возможны не менее двух подходов, но при соблюдении ряда условий.
    1) От содержания
    Вы пишите "...Обычно процесс стартует со структурирования контента и с изложения материала, который нужно доставить обучающимся. В итоге же мы получаем, как правило, копию, и не всегда самую удачную, очной формы обучения." Однако,
    ЕСЛИ преподаватель "держит" четко в голове всю модель, включая многострадальные компетенции и компетентности (ими оперируют например, Международные морские конвенции для подготовки моряков), и понимает, что должен на автомате демонстрировать на выходе его обучающийся (условно: вслепую выносить из задымленного помещения раненого товарища и грузить его на спасательный шлюп...), ТО он способен структурировать содержание, подобрать методы, формы, приемы и пр. => ИНАЧЕ... действительно получим перенос традиционных аудиторных форм (не всегда лучших и результативных) в ЭО и ДОТ.
    2) От компетентностной модели
    Разрабатываем компетентностую модель, строим для этого матрицу, учитывающую все обязательные требования и условия, при которых модель может быть реализована. У нас в Институте водного транспорта - это, например, жесткое соблюдение требований международных морских конвенций. Плюс профессиональные и образовательные стандарты. Чем более глубоко будет проведена декомпозиция и формализация матрицы, тем проще будет накладывать на нее содержание и подбирать уже технологии, методы, формы, приемы и пр.
    Вот только с коллегой строили такую матрицу. Жаль не могу прикрепить скриншот. Пожалуй, в следующем комменте дам ссылку на карту модели, которую переделывала по Вашим рекомендациям и подумаю, как матрицу показать

    ОтветитьУдалить
  2. Сколько раз не пыталась начать с контента, в итоге была им все равно не довольна. Распишу все модули,темы внутри модулей,обучающие и тренировочные упражнения. И что? В ходе работы курса вношу поправки, удаляю целые темы и добавляю новые. Сегодня с Натальей обсуждали построение компетентностной модели специалиста водного транспорта и пришли к выводу, что только ВНИМАТЕЛЬНО! изучив требования международных,профессиональных и образовательных стандартов (с последними сложновато,конечно)))приступаем к созданию компетентностной модели и только потом, четко представляя то, что мы хотим получить на выходе от обучаемых,ставим цель, формируем задачи и приступаем к созданию контента будущих курсов.

    ОтветитьУдалить