С чего начинать проектирование дистанционных или
смешанных курсов?
Обычно процесс стартует со структурирования контента и с
изложения материала, который нужно доставить обучающимся.
В итоге же мы получаем, как правило, копию, и не
всегда самую удачную, очной формы обучения.
А если поступить иначе, как того требует
компетентностный, деятельностный подход к обучению? Начать разработку курса не
с составления и доставки аудитории необходимых сведений, а сразу с
определения и формализации нужных
результатов обучения.
Иными словами, сначала определить цель и задачи курса,
затем составить систему обучающих упражнений. Снабдить их
корректирующей обратной связью. И сделать это в таком объеме и с такой степенью
детализации необходимых действий и составляющих их операций, умственных и
практических, чтобы обеспечить желаемый результат. После чего можно переходить
и к составлению контрольных заданий.
Разумеется, такие упражнения и тесты следует создавать не
случайным образом, не только по творческому наитию, но и по определенным
правилам. В частности, для этого можно использовать иерархию (таксономию)
результатов обучения Бенджамина Блума.
Проектирование курса начиная именно с его результатов посредством
создания логичной системы заданий и тестов
- существенно повышают точность и надежность диагностики уровня обученности и объективность оценку результатов обучения;
- обеспечивает не механическое зазубривание материала, а его планомерное понимание и усвоение, а также самостоятельный поиск обучающимися решения задач и порождение ими новых для себя знаний.
На наш взгляд, такой подход способен привести процессы
преподавания и учения в гармонию.
Что думаете коллеги?
Думаю, Владимир Валентинович, что в принципе возможны не менее двух подходов, но при соблюдении ряда условий.
ОтветитьУдалить1) От содержания
Вы пишите "...Обычно процесс стартует со структурирования контента и с изложения материала, который нужно доставить обучающимся. В итоге же мы получаем, как правило, копию, и не всегда самую удачную, очной формы обучения." Однако,
ЕСЛИ преподаватель "держит" четко в голове всю модель, включая многострадальные компетенции и компетентности (ими оперируют например, Международные морские конвенции для подготовки моряков), и понимает, что должен на автомате демонстрировать на выходе его обучающийся (условно: вслепую выносить из задымленного помещения раненого товарища и грузить его на спасательный шлюп...), ТО он способен структурировать содержание, подобрать методы, формы, приемы и пр. => ИНАЧЕ... действительно получим перенос традиционных аудиторных форм (не всегда лучших и результативных) в ЭО и ДОТ.
2) От компетентностной модели
Разрабатываем компетентностую модель, строим для этого матрицу, учитывающую все обязательные требования и условия, при которых модель может быть реализована. У нас в Институте водного транспорта - это, например, жесткое соблюдение требований международных морских конвенций. Плюс профессиональные и образовательные стандарты. Чем более глубоко будет проведена декомпозиция и формализация матрицы, тем проще будет накладывать на нее содержание и подбирать уже технологии, методы, формы, приемы и пр.
Вот только с коллегой строили такую матрицу. Жаль не могу прикрепить скриншот. Пожалуй, в следующем комменте дам ссылку на карту модели, которую переделывала по Вашим рекомендациям и подумаю, как матрицу показать
Сколько раз не пыталась начать с контента, в итоге была им все равно не довольна. Распишу все модули,темы внутри модулей,обучающие и тренировочные упражнения. И что? В ходе работы курса вношу поправки, удаляю целые темы и добавляю новые. Сегодня с Натальей обсуждали построение компетентностной модели специалиста водного транспорта и пришли к выводу, что только ВНИМАТЕЛЬНО! изучив требования международных,профессиональных и образовательных стандартов (с последними сложновато,конечно)))приступаем к созданию компетентностной модели и только потом, четко представляя то, что мы хотим получить на выходе от обучаемых,ставим цель, формируем задачи и приступаем к созданию контента будущих курсов.
ОтветитьУдалить