среда, 31 мая 2017 г.

Об онлайн курсе «Система … заданий в … обучении»



Многие коллеги, ознакомившись с анонсом курса «Система эффективных заданий вдистанционном и смешанном обучении», задают дополнительные и уточняющие вопросы о нем.
Первая группа из них связана с желанием глубже понять, о чём собственно будет этот курс, каково его содержание.
Другая о том, как данный курс связан с другими нашими обучающими программами.
Как бы ни назывались наши курсы, какие бы темы они ни раскрывали, мы стараемся, чтобы они были автономными, самодостаточными продуктами. Такими, чтобы по результатам обучения наши уважаемые слушатели могли в своей практической деятельности успешно применять изученное.  Подобным образом создаются телесериалы, каждая серия которого представляет собой законченный эпизод, но все они объединены чем-то общим: персонажами, идеями, местом действия и т.п. В нашем случае таким  стержнем выступает педагогический дизайн или его отдельные аспекты. В данном курсе мы будем опираться в основном на таксономию целей обучения Бенджамина Блума и правила тематического моделирования предметной области преподаваемой дисциплины.

Каждый из наших курсов имеет свою изюминку, свою объединяющую идею и свой завершённый законченный сюжет. Идея этого курса - его изюминка - относительно проста: от модели изучаемой предметной области к системе деятельности в ней:
Существует предметная область, которую осваивает ученик, разумеется, с помощью преподавателя и разнообразных учебных материалов и инструментов.
Это предметная  область систематизирована, структурирована, представляет собой адаптированную к задачам обучения и уровню базовых знаний аудитории модель реальности, той или иной предметной области.  Такая модель определяет содержание курса, в ней перечислены подлежащие изучению факты, процессы, явления, события, понятия, классификации, законы и т.п.
В ходе и в результате обучения с этими фактами, понятиями, формулами, законами, концепциями и т.п. ученик должен что-то делать, то есть решать разнообразные задачи. Преподаватель же, равно как и ЭОР, должны обеспечить необходимые и успешные действия ученика и исправлять возможные ошибки и отклонения.
 Это и предопределяет логику нашего курса:
  • слушателями составляется достаточно подробная тематическая модель преподаваемой ими предметной области (часто ее и не нужно заново составлять, поскольку существует масса грамотно составленных типовых программ курсов).
  • определяется, какие интеллектуальные действия в соответствии с таксономией Блума касательно тех или иных элементов этой модели должен выполнять ученик: Что  именно что он должен запомнить и удерживать в памяти? Что и как понимать и применять? Какими аналитическими процедурами пользоваться? и др.
Например,  речь идёт о курсе по управлению конфликтами.  Что должен помнить ученик о конфликтах? Способен понять причину конкретного конфликта. Отличать конфликт от других проявлений межличностных или внутренних противоречий?  Различать / классифицировать различного типа конфликты по их видеозаписям? Составить проект конструктивного управления конфликтами в коллективе. Оценить и усовершенствовать программу профилактики конфликтов, связанных с введением изменений стандартов, технологий?
  • в итоге слушатели нашего курса составляют система упражнений и тестов, обеспечивающих выполнение учащимися задач и достижение цели обучения в их собственном конкретном курсе, создаваемом в ходе взаимодействия с ведущими и соучениками.
Таксономия Б.Блума (как и другие подобные) позволяет составить систему учебных заданий применительно к каждому явлению изучаемой предметной области. И делать это не случайным образом, а с помощью выверенного и десятилетиями апробированного инструментария.

Особенностью данного курса является то, что он как бы “переворачивает” привычный процесс:
  1. Проектирование учебного процесса начинается с определения и  составляется системы заданий и форм учебного взаимодействия;
  2. параллельно этому процессу или даже после него определяется, какие сведения нужны ученику для решения необходимых задач.
Иными словами, 
- сначала преподаватель или автор контента спрашивает себя: 
Что должен делать обучающийся в ситуациях NN с материалом FF (фактом, законом, функцией, понятием и т.п.),
- затем составляет контент своего курса и организует самостоятельную или групповую работу, индивидуальную поддержку обучающихся так, чтобы предоставить ему необходимые для решения задач (выполнения необходимых действий) сведения.
Таким образом, сначала проектируются результаты обучения, а затем систематически, логически обосновано, а не случайно, подбираются средства и инструменты (контент, формы, методы и приемы) обучения.

Хотите овладеть необходимы умениями для реализации такого подхода? Приходите на курс. Выбирайте удобный для себя уровень обучения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий