суббота, 3 июня 2017 г.

Философия преподавания и рабочая программа курса



Что бы и как бы вы ответили  на следующие вопросы:
  • Почему я преподаю?
  • Что для меня означает хорошее преподавание?
  • Что значит для меня эффективное учение?
  • Есть ли у меня особый стиль преподавания или особый  подход? Если да, то как бы я его охарактеризовал?
  • Что делает меня единственным в своем роде (особенным) преподавателем  (учителем)?
  • Чего я ожидаю от своих студентов?
  • Чего могут ожидать от меня  мои ученики?
  • Что мне делать, чтобы улучшить свою работу? 
Автор: Dr. Adam Chapnick, assistant professor and deputy director of education at Canadian Forces College

Знаете, что это за вопросы?
Это те базовые вопросы, на которые обязан  отвечать соискатель преподавательской должности, проходящий аттестацию или запускающий новый/обновляющий старый курс преподаватель в вузах англосаксонских стран и многих стран ЕС. (Обратите внимание, что составитель этого набора вопросов работает не в гуманитарном  университете, а в военном колледже. Мыслимо ли в аналогичных заведениях у нас подобное?)

В большинстве университетов и колледжей этих стран преподавателям вменено в обязанность составлять документ под названием «философия преподавания». В этом документе (обычно объемом в 250-750 слов) преподающий предъявляет свою личную  педагогическую позицию.
В чем смысл этого документа?
В том, чтобы
  1. обозначить соответствие своих заявленных преподавательских целей и ценностей реальным способам работы с обучающимися.
  2. осмыслить (отрефлексировать) те собственные принципы и действия (порой мало и/или вовсе не осознаваемые или случайные), на основе которых преподаватель строит свой курс и работу с обучающимися.
А как же образовательные стандарты и вытекающие из них программа курса, спросите вы?
А вот так: рабочая программа курса (в разных странах она может по-разному называться) конкретного преподавателя  строится на базе
  • Во-первых и в-главных: философии его преподавания.
  • Во-вторых: структуры и логики изучаемой предметной области.
  • В третьих:  способов деятельности людей в этой предметной области.
Позиции 2 и 3 часто оформляются в виде образовательных стандартов или им подобных документов (знание понимание, навыки, компетенции).
Для кого пишется, кому всего нужнее программа курса:
  1. Для отмазки перед контролирующими органами и лицами?
  2. Для преподавателя?
  3. Для студента?
Я знаю, какой из трех этих пунктов выборе. А вы?

Публикации на тему о программах учебных курсов:

1 комментарий:

  1. Преподавателям стран ЕС эти вопросы (и не только эти) задавать себе вовсе не странно. Это одна из составляющих профессионального подхода к своему делу. При их то зарплатах. Если же говорить о РФ, то профессиональное отношение к этой профессии могут "позволить" себе только энтузиасты. Остальные работают (учат) так, как их учили. Т.е., не рефлексируя особо. Озвучил учебный материал, принял зачет-экзамен так, чтобы оценки не вызывали вопросов в деканате. А что бы Вы хотели. Как говорят, вы делаете вид, что платите, а мы, что работаем.

    ОтветитьУдалить