воскресенье, 13 мая 2018 г.

Помочь ученику упорядочить изучаемую предметную область

Порой коллеги-преподаватели сетуют, что их подопечные не умеют или затрудняются самостоятельно грызть граниты науки и практических действий. А обоснованно ли сетуют? Кто у нас специально и целенаправленно учит  обучающихся приемам самостоятельной работы и мышления? Единицы! Например, поиску нужной информации, ее обработке по итогам такого поиска, аргументации выводов, опровержению неверных суждений? А ведь всему этому своих последователей учили еще Сократ и античные риторики 25 веков назад. Увы, прервалась связь времен...

Для описания тех или иных аспектов реальности (предметной области) еще древние греки предложили так называемые топики — стандартные типы ситуаций, попав в которые слушающий, говорящий или/и думающий (например, обучающийся) используют специфические речевые обороты. Так, Аристотелем было описано около 30 таких топиков.
В качестве примера приведем два образца топиков: античный и из нашего времени. Оба разработаны для изучения и описания отдельных событий или частей развивающихся процессов.

Античный топик
1. Что это за событие?
2. Где произошло событие?
3. Когда произошло событие?
4. Как произошло событие?
5. Почему произошло событие?

Топик Р.Л. Ларсона* (1968 год, в сокращении)
Что именно произошло:  Кто (что) конкретно сделал? Когда конкретно сделал? Где сделал? Как конкретно сделал? Зачем конкретно сделал? Кому (чему?) конкретно сделал? Каковы обстоятельства (контекст) совершенного?... С чем сходно событие?  Каковы причины события?  Каковы последствия события?.. Как можно квалифицировать данное событие? Из какого источника стало известно о событии? Надежен ли этот источник? На каких принципах устанавливается его надежность?.. Можно ли (было бы) изменить течение события? Можно ли было избежать события?... С какими другими событиями связано данное событие? как?... К какому роду событий может быть отнесено данное и на каком основании?.. Как можно оценить событие?.. По каким основаниям получена данная оценка? ...

Хотите проверить эффективность топиков? — Постарайтесь с их помощью, последовательно отвечая на вопросы, изучить и/или описать следующие события:
  • Повышение сотрудника N. в должности.
  • Невыход сотрудника M. на работу.
  • Военная реформа Петра I
  • Запрет мессенджера “Telegram”
  • Конфликт между … и … (впишите нужное)
Существуют различные топики для описания различных объектов. В качестве таковых могут выступать статичные предметы, завершенные события, незавершенные события (или их группы), абстрактные понятия или физические процессы, свойства объектов и отношения между ними, последовательности действий и др. В каждой предметной области — свои.
Образовательный смысл топиков состоит в том, что они образуют фреймы (рамки), в границах не только и не столько учебных речевых ситуаций (что важно, кстати, с позиций формирования общенческих компетенций), а — и это главное — в контексте изучаемой дисциплины. Топики:
  • позволяют выделять, получать и передавать (во время ответа преподавателю, на экзамене, к примеру) релевантные сведения о соответствующем фрагменте реальности;
  • располагают конкретный фрагмент действительности по отношению к другим фрагментам;
  • обеспечивают структурирование материала как в ходе его изложения (лектором, автором контента, учеником), так и его воспроизведение и применение  наилучшим образом обучающимися;
  • помогают отделять существенное и несущественное, важное и второстепенное;
  • минимизируют риски пропуска важных фрагментов изучаемой предметной области и многое другое.

Топики при этом не клише, матрицы или шаблоны, по которым создается учебный контент, а инвариантные модели его организации. Топик — это не контент, он не подменяет собой содержания учебной дисциплины, а инструмент, с помощью которого создаются, “дешифруются” и используются  обучающимися сведения и факты, касающиеся той или иной предметной области.
 По сути, любая отрасль знания, любая специальность имеет свой свой набор топиков, которыми руководствуется тот или иной специалист в своей профессиональной деятельности. Одно дело — топики в сфере устоявшегося знания (например, топики диагностики простуды или классификации переломов в медицине; нетрудно, кстати обнаружить, что они не заменяют друг друга), другое — когда речь идет о решении творческих задач: проблемных вопросов, доказательстве или опровержении гипотез и т.п. Здесь существуют своя топика, которая ориентируется на порождение новых знаний. Использование эвристических топиков, на наш взгляд, может найти широкое применение в академическом и корпоративном образовании, ДПО, в том числе и для организации самостоятельной работы обучающихся. (В образовании США использование топиков — обыденное дело.) Таким образом, топические подходы могут использоваться для организации как репродуктивной, так и продуктивной деятельности всех субъектов процесса обучения. Кроме того, высокий уровень формализации топиков позволяет упорядочить и даже автоматизировать (пусть пока и не в полной мере) процесс создания учебного контента.

Похожая публикация:

Целиком топики Р.Ларсона будут предоставлены участникам курса Система заданий в электронном и смешанном обучении: активные и интерактивные методы   

8 комментариев:

  1. Топики, получается, — это онтологические вопросники или вопросные онтологии.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, Евгений. Если реставрировать классическую риторику, то сначала идет онтология (в виде простейшей декларативной номинативной таксономии (обычно, и при этом, как правило, не более 4-уровней вложенности по горизонтали), а затем уже к этой таксономии "прикручиваются" топосы (ситуации) и топики (системы ситуативных вопросов) для описания ситуаций /как-то так. Возможны некоторые терминологические разночтения/

    ОтветитьУдалить
  3. Владимир, могли бы Вы, пожалуйста, привести ссылки на какие-либо примеры применения топиков? Может быть, примеры использования в системе образования США или где-то ещё. Заранее спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Самые простые примеры: чек-листы или методические рекомендации по изучению чего-либо. Или размещение вопросов топиков в рабочих тетрадях, в конце тем учебников с целью обычно письменных ответов на них. В Штатах топики обычно так входят в плоть и кровь студентов (на автомате), что они на их основе пишут эссе или иные письменные работы по разным дисциплинам. В некоторых военных академиях Штатов и в средних школах в качестве домашнего задания ученики сами составляют топики к изучаемым разделам учебников, а потом в аудитории задают их однокашникам (дополняя или исправляя неточности) - так называемое реципрокное обучение.

    ОтветитьУдалить
  5. Наталья, о реципрокном обучении: Верч Дж. Голоса разума. Социокультурный подход к опосредованному действию - М.: Тривола 1996г. С. 155-160. Там же указания првоисточников

    ОтветитьУдалить
  6. Примеры применения системы вопросов здесь https://leadingwithquestions.com/leadership/a-shortcut-to-improve-all-your-leadership-skills/ В ФБ есть группа по вопрошанию. Ведёт Вера Леонидовна Данилова, подкована по Щедровицкому.

    ОтветитьУдалить
  7. Красивый вопрос / Уоррен Бергер https://psy.wikireading.ru/95487

    ОтветитьУдалить