Как мы проводим свои онлайн программы - 3
Текст, размещенный ниже –
пример ответа на запрос слушательницы нашего курса «Система заданий в электронном и смешанном обучении: активные и интерактивные методы»
Уважаемая Мария,
cреди прочего Вы писали:
— в настоящий момент я прохожу обучение по программе
тренинг тренеров в --------; и честно говоря, я до конца не могу определить, куда отнести тренинг, к
активным или к интерактивным методам обучения. С одной стороны, есть модель
идеального поведения, которую мы в ходе тренинга осваиваем, то есть результат
уже известен. С другой стороны, и участник, и группа постоянно находится в
процессе рефлексии: что я умею и чего я не умею? какие сложности я/мы испытываем
и как их можно преодолеть? как я развиваюсь? Обратную связь в первую очередь
дает группа, и тренер корректирует и постоянно возвращает к идеальной модели
поведения.
И просили прокомментировать информацию.
Попытаюсь прокомментировать представленный пример.
Дело в том, хотим мы того или не хотим, учебный процесс объективно,
де факто реализуется в рамках той или иной парадигмы обучения. А у каждой
из парадигм - свои специфические
доминирующие методы, определяющие, среди прочего, конкретные результаты
обучения и базирующиеся на ведущей парадигмальной ценности.
Парадигма
|
Содержание /результаты обучения
|
Традиционная, классическая, академическая, директивная
|
Передача культурного наследия (опыта) человечества: знания, умения,
навыки, идеалы, ценности, способы социальной и производственной деятельности,
все то, что способствует как индивидуальному развитию человека, так и
сохранению порядка в социуме.
|
Рациональная, бихевиористская, поведенческая, деятельностная,
компетентностный подход
|
Формирование адаптивного поведенческого репертуара через обеспечение
усвоения знаний, умений и навыков и практического приспособления
(формирование компетенций)
|
Гуманистическая, феноменологическая, личностно-ориентированная,
конструктивистская
|
Ориентация на развитие и саморазвитие, самореализацию, творчество,
на межличностное общение, социализацию, диалог.
|
Либертианская, деконструктивисткая, анархическая
|
Ориентация на выработку, приобретение новых знаний и способов
деятельности в момент разрушения старых, установка на пересмотр культурного
наследия, способов деятельности, регламентирующих норм и правил
|
Сколько бы ни коммуницировали и ни
рефлексировали бы участинки упомянутого Вами тренинга, если его
результаты заведомо известны и возвращают к некоторой стандартизированной
модели предметной области и желаемого поведения, мы имеем дело с
традиционной авторитарной парадигмой. По форме же учебный процесс может выглядеть
более или менее активным и даже интерактивным. Таким образом ловкачи-педагоги и
тренеры (что теоретики, что практики) формируют иллюзию реализации
"инновационных" методов обучения.
Ещё нагляднее редукция - низведение сложного к
более примитивному, упрощенному, генетически предшествующему (более древнему) -
внешне активных и интерактивных методов заметна, если мы рассмотрим их в
контексте парадигмальных ценностей, которые, собственно, и определяют специфику
как самой парадигмы, так и реализуемых в ее рамках методов обучения.
Парадигма
|
Ценности
|
Традиционная, классическая, академическая, директивная
|
Человек ценен не сам по себе, а лишь как носитель знаний и как
образец определенного поведения (личность)
|
Рациональная, бихевиористская, поведенческая, деятельностная,
компетентностный подход
|
Человек ценен постольку, поскольку он способен адаптироваться к
конкретным нормам, прагматическим требованиям и ожиданиям окружающей
среды.
|
Гуманистическая, феноменологическая, личностно-ориентированная,
конструктивистская
|
Ученик ценен как субъект, имеющий и реализующий потребность в
самореализации, своей субъективностью, индивидуальностью
|
Либертианская, деконструктивисткая, анархическая
|
Человек ценен как рационализатор, реформатор, преобразователь всего и
вся, генератор новых идей и субъект новых способов деятельности
|
Очевидно, что высшая ценность описанного тренинга - формирование жестко
заданного образца поведения.
Так что позволю себе не согласиться с Вами, будто на описываемом тренинге
имеют место активные и интерактивные методы, поскольку ведущая ценность
обучения состоит в производстве обучаемых как носителей непререкаемой
“идеальной модели обучения”.
Методы - это не только форма
взаимодействия преподающего и обучающихся, а также - и прежде всего -
содержательная и ценностная стороны такого взаимодействия. Всё остальное
в данном случае - манипулятивные уловки /неважно, осознается это самим
тренером или нет/ для маскировки традиционные авторитарной парадигмы
обучения. Использование формально (а не по существу) активных методов
обучения является инструментом (средством)
реализации целей и ценностей традиционного монологического подхода к обучению.
PS. Сказанное выше не
означает, что такие тренинги по определению плохи или недопустимы. Они
хороши для образования и воспитания хороших исполнителей. А хорошие
дисциплинированные исполнители тоже нужны. Более того, даже в самых
безбашенно-творческих видах деятельности всегда есть рутинная составляющая. И
творческие люди отлично ее исполняют, ориентируясь при этом вовсе не на
рутинный конечный результат (Лев Толстой, к примеру несколько раз (от руки, не
на компьютере!) «Войну и мир» «тупо» переписывал).
Льву Толстому жена помогала переписывать, вроде.
ОтветитьУдалитьКуда отнести коннективистский подход при онлайн-обучении?
ОтветитьУдалитьКоннективизм (коннекционизм) современный, претендует сам стать парадигмой. Исторически (Э.Торндайк https://vocabulary.ru/termin/konnekcionizm.html ) он "обслуживал" и обслуживает традиционную и рациональную парадигмы в обучении. Сейчас же быстро складывается новая если не парадигма, то методология в обучении, отталкивающаяся от методов наук искусственного интеллекта, прежде всего нейронных сетей как в ряде когнитивных наук: собственно ИИ, когнитивных психологии и лингвистике - https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/23272 . Типа коннективизм по Дж.Сименсу (и его эпигонам типа В.Кухаренко, И.Травкина), увы, к полноценному коннективизму имеет весьма отдаленное отношение: https://vnaumov.blogspot.com/search?q=%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%BC
ОтветитьУдалитьИзложим свою версию понимания коннективизма. На уровне " понимания " у Б.Блума выделены три структурные части : перекодирование, интерпретация и экстраполяция. Перекодирование - представим сеть как сообщество практики. Интерпретация : став частью сети ( сообщества практики ) обучающийся тем не менее остаётся целым ( новичком сообщества, концепт законного периферийного участия ). Экстраполяция - обучение есть процесс движения от периферии к центру ( ядру ) сообщества.
ОтветитьУдалитьБоюсь, Вадим, что Вами включен метод слишком свободных ассоциаций. Все эти процедуры понимательские и вне и без сетей имеют место, равно как и внутри сетей (в узлах любого уровня). И худо, когда перекодирование, интерпретация и экстраполяция распределены по разным головам, а не пребывают в одной, особенно когда "перекодирование = сообщество практики", увы, не знаю и не понимаю, почему, на каком основании они вдруг отождествились.
ОтветитьУдалить