четверг, 31 мая 2018 г.

Как авторитарные методы обучения легко принять за активные да инновационные


Как мы проводим свои онлайн программы - 3  
Текст, размещенный ниже – пример ответа на запрос слушательницы нашего курса «Система заданий в электронном и смешанном обучении: активные и интерактивные методы»

Уважаемая Мария,
cреди прочего Вы писали:
— в настоящий момент я прохожу обучение по программе тренинг тренеров в --------; и честно говоря, я до конца не могу определить, куда отнести тренинг, к активным или к интерактивным методам обучения. С одной стороны, есть модель идеального поведения, которую мы в ходе тренинга осваиваем, то есть результат уже известен. С другой стороны, и участник, и группа постоянно находится в процессе рефлексии: что я умею и чего я не умею? какие сложности я/мы испытываем и как их можно преодолеть? как я развиваюсь? Обратную связь в первую очередь дает группа, и тренер корректирует и постоянно возвращает к идеальной модели поведения.
И просили прокомментировать информацию.

Попытаюсь прокомментировать представленный  пример.
Дело в том, хотим мы того или не хотим,  учебный процесс объективно, де факто реализуется в рамках той или иной парадигмы обучения.  А у каждой из парадигм - свои специфические  доминирующие методы, определяющие, среди прочего, конкретные результаты обучения и  базирующиеся на ведущей парадигмальной ценности.

Парадигма
Содержание /результаты обучения
Традиционная, классическая, академическая, директивная
Передача культурного наследия (опыта) человечества: знания, умения, навыки, идеалы, ценности, способы социальной и производственной деятельности, все то, что способствует как индивидуальному развитию человека, так и сохранению порядка в социуме.
Рациональная, бихевиористская, поведенческая, деятельностная, компетентностный подход
Формирование адаптивного поведенческого репертуара через обеспечение усвоения знаний, умений и навыков и практического приспособления (формирование компетенций)
Гуманистическая, феноменологическая, личностно-ориентированная, конструктивистская
Ориентация  на развитие и саморазвитие, самореализацию, творчество, на межличностное общение, социализацию, диалог.
Либертианская, деконструктивисткая, анархическая
Ориентация на выработку, приобретение новых знаний и способов деятельности в момент разрушения старых, установка на пересмотр культурного наследия, способов деятельности, регламентирующих норм и правил

Сколько бы ни коммуницировали и ни рефлексировали бы участинки  упомянутого Вами тренинга,  если его результаты заведомо известны и возвращают к некоторой стандартизированной модели предметной области и желаемого поведения,  мы имеем дело с традиционной авторитарной парадигмой.  По форме же учебный процесс может выглядеть более или менее активным и даже интерактивным. Таким образом ловкачи-педагоги и тренеры (что теоретики, что практики) формируют иллюзию реализации "инновационных" методов обучения.

Ещё нагляднее редукция - низведение сложного к более примитивному, упрощенному, генетически предшествующему (более древнему) - внешне активных и интерактивных методов заметна,  если мы рассмотрим их в контексте парадигмальных ценностей, которые, собственно, и определяют специфику как самой парадигмы, так и реализуемых в ее рамках методов обучения.

Парадигма
Ценности
Традиционная, классическая, академическая, директивная
Человек ценен не сам по себе, а лишь как носитель знаний и  как образец определенного поведения (личность)
Рациональная, бихевиористская, поведенческая, деятельностная, компетентностный подход
Человек ценен постольку, поскольку он способен адаптироваться к конкретным нормам,  прагматическим требованиям и ожиданиям окружающей среды.
Гуманистическая, феноменологическая, личностно-ориентированная, конструктивистская
Ученик ценен как субъект, имеющий и реализующий потребность в самореализации, своей субъективностью, индивидуальностью
Либертианская, деконструктивисткая, анархическая
Человек ценен как рационализатор, реформатор, преобразователь всего и вся, генератор новых идей и субъект новых способов деятельности

Очевидно, что высшая ценность описанного тренинга - формирование жестко заданного образца поведения.
Так что позволю себе не согласиться с Вами, будто на описываемом тренинге имеют место активные и интерактивные методы,  поскольку ведущая ценность обучения состоит в производстве обучаемых как носителей непререкаемой “идеальной модели обучения”.
Методы -  это не только форма взаимодействия преподающего и обучающихся,  а также - и прежде всего - содержательная и ценностная стороны такого взаимодействия.  Всё остальное в данном случае - манипулятивные уловки /неважно, осознается это самим тренером или нет/  для маскировки традиционные авторитарной парадигмы обучения.  Использование формально (а не по существу) активных методов обучения является инструментом (средством) реализации целей и ценностей традиционного монологического подхода к обучению.

PS. Сказанное выше не означает, что такие тренинги по определению плохи или недопустимы.  Они хороши для образования и воспитания хороших исполнителей.  А хорошие дисциплинированные  исполнители тоже нужны.  Более того, даже в самых безбашенно-творческих видах деятельности всегда есть рутинная составляющая. И творческие люди отлично ее исполняют, ориентируясь при этом вовсе не на рутинный конечный результат (Лев Толстой, к примеру несколько раз (от руки, не на компьютере!) «Войну и мир» «тупо» переписывал).  

5 комментариев:

  1. Льву Толстому жена помогала переписывать, вроде.

    ОтветитьУдалить
  2. Куда отнести коннективистский подход при онлайн-обучении?

    ОтветитьУдалить
  3. Коннективизм (коннекционизм) современный, претендует сам стать парадигмой. Исторически (Э.Торндайк https://vocabulary.ru/termin/konnekcionizm.html ) он "обслуживал" и обслуживает традиционную и рациональную парадигмы в обучении. Сейчас же быстро складывается новая если не парадигма, то методология в обучении, отталкивающаяся от методов наук искусственного интеллекта, прежде всего нейронных сетей как в ряде когнитивных наук: собственно ИИ, когнитивных психологии и лингвистике - https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/23272 . Типа коннективизм по Дж.Сименсу (и его эпигонам типа В.Кухаренко, И.Травкина), увы, к полноценному коннективизму имеет весьма отдаленное отношение: https://vnaumov.blogspot.com/search?q=%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%BC

    ОтветитьУдалить
  4. Изложим свою версию понимания коннективизма. На уровне " понимания " у Б.Блума выделены три структурные части : перекодирование, интерпретация и экстраполяция. Перекодирование - представим сеть как сообщество практики. Интерпретация : став частью сети ( сообщества практики ) обучающийся тем не менее остаётся целым ( новичком сообщества, концепт законного периферийного участия ). Экстраполяция - обучение есть процесс движения от периферии к центру ( ядру ) сообщества.

    ОтветитьУдалить
  5. Боюсь, Вадим, что Вами включен метод слишком свободных ассоциаций. Все эти процедуры понимательские и вне и без сетей имеют место, равно как и внутри сетей (в узлах любого уровня). И худо, когда перекодирование, интерпретация и экстраполяция распределены по разным головам, а не пребывают в одной, особенно когда "перекодирование = сообщество практики", увы, не знаю и не понимаю, почему, на каком основании они вдруг отождествились.

    ОтветитьУдалить