Японский
менеджмент очень озабочен, среди прочего, гуманизацией процессов и отношений
между людьми на производстве всяких там автомобилей, мобильников, роботов, вилок
да ложек и т.п. Почитаешь иных бизнес-гуру, и складывается впечатление, что иной «ихний свечной
заводик» окажется гуманнее иного нашего гуманитарного университета.
Взгляните на «семь
ключей производства человека» (Т. Асодзу «Производство человека
по Коносуке Мацусита»). Правда, я
позволил себе вольность, цитируя: вставил в текст оригинала и пометил
коричневым цветом педагогические слова по аналогии с производственными и иными
бизнес-словечками:
- Чувство необходимости в производстве человека. В бизнесе (обучении) главное — люди. Успеха добивается то предприятие (то образовательное учреждение), на котором возможности человека используются более эффективно.
- Уважение к человеку и развитие его интересов.
- Ясно сформулировать деловую идеологию и миссию предприятия (обучения, учреждения образования). Высокая цель развивает у человека стремление.
- Необходимость стремления к прибыли (и качеству обучения) должна быть осознана служащими компании (учебой организации). В стремлении к прибыли (и качеству обучения) поощряется рационализация, снижение издержек, разработка новых видов товаров (обучения). Не разрешается снижать заработную плату и увеличивать продолжительность рабочего дня.
- Постоянно стремиться к улучшению условий труда и повышению благосостояния служащих компании (учебой организации) . Плохие материальные условия невозможно компенсировать психологической пропагандой. Получение удовольствия от работы – лучшая мотивация к повышению производительности.
- Наполнить сердца людей надеждой. Человек растет тогда, когда у него есть мечта. Менеджер, не вселяющий в души людей мечту, несостоятелен. Когда работаешь, не нужны жертвы. Наиболее результативен тот труд, который приносит радость.
- Человек, правильный взгляд на человека — в основе всего. Производство человека — это другой уровень по сравнению с изготовлением вещей и добыванием денег. В этом производстве не принесет успеха знание отдельных технических приемов. Здесь важно иметь свое представление о предназначении человека в мире и смысле его существования. Необходимо уважать его индивидуальность, принимать каждого таким, каков он есть.
Ах, почему наши образовательные чиновники, ректоры с деканами, зав. и замзав районных отделов управления образованием, а заодно и законосочинители в сфере образвания не проходили производственную практику на конвейере какой-нибудь Тойоты? Жаль, очень жаль!
Я думаю, почему наши образовательные чиновники так делаю является то, что ключевым для статусного сообщества являются поддержание определенного образа жизни и поиск источников собственного воспроизводства. Конечная цель сводится к защите своей монополии,
ОтветитьУдалитьпричем связанной не только с оказанием конкретной услуги, но
также с осуществлением определенного рода деятельности (тем бо-
лее если она носит «паразитический» характер, то есть предполагает минимальные «утопленные» издержки2, связанные с входом в отрасль и последующим освоением основных элементов деятельности). Например, работники высокой квалификации, занятые умственным трудом, используют в качестве барьеров механизм системы образования и формальных сертификатов, что позволяет огра-
ничить восходящую мобильность «пришлых», а главное – «закрыть» доступ других групп к возможностям извлекать ренты, связанных с данной профессией.
Во многом с Вами согласен, коллега! Однако с барьерами, о которых Вы говорите, ИМХО, нужно разбираться детальнее. Мой старт-пост имеет тот недостаток, что описываемое (цитируемое) в нем проблемы барьеров/соц.лифтов не решает. Тут нужны более радикальные подходы. Один из таких - учебных - а не политических/властных упоминается здесь - http://vnaumov.blogspot.com.by/2018/05/blog-post_6.html
Удалить