воскресенье, 19 января 2020 г.

Что такое качественный онлайн-курс - 2

Приказцентрированное и студентцентрированное качество онлайн-курсов


По мотивам публикации А.А. Андреева “Система требований к качественному онлайн-курсу при обучении в цифровой ИОС”
Продолжение    Начало

Профессор Александр Андреев предложил вниманию заинтересованной публики свое видение того, что такое онлайн-курс вообще и каковы основные требования к его качеству.
Чем же мотивирована его публикация, откликом на какой вызов времени является?
Обратимся к первоисточнику:
  • «Онлайн-курсы  находят все больше применения в учебном процессе на всех уровнях образования».
  • «В соответствии  с Приказом Министерства образования от 23.08.2017  №816  …  законодательно разрешено применение онлайн-курсов в образовательных организациях  вплоть до отсутствия  очного контакта. Этот документ   позволил   «законно» использовать онлайн-курсы  в учебном процессе».
  • «Складывается устойчивое мнение, что онлайн-обучение -это «наше все» в образовании. Этот факт подтверждается данными по онлайн-обучению, приведенными в   государственной программе  Российской Федерации "Развитие образования"   и Федеральном проекте  «Цифровая образовательная среда».
Итак, процесс разработки системы требований к качественному онлайн-обучению получил отмашку свыше и теперь можно, засучив рукава, ломать голову над тем, как это дозволение стандартизировать и качественно воплотить в жизнь.

Во многих странах, включая США и Евросоюз, уже несколько лет действуют стандарты качества обучения, включая и требования к онлайн-курсам. Одна из причин, вызвавших их появление, состояла в том, чтобы предупредить снижение качества обучения в удаленном формате по сравнению с традиционным преимущественно очным обучением.  
На Западе подобные стандарты обычно создаются неправительственными организациями и носят рекомендательный характер. Тем не менее, на практике именно они определяют содержание требований к качеству и правила игры для образовательных учреждений различных типов и форм собственности.
Реакцией на какие вызовы времени являются эти стандарты? 
За ответом на этот вопрос обратимся к доминирующему в США стандарту некоммереческой организации Quality matters (QM) "The Continuing Education and Professional Development (CPE)" («Непрерывное образование и профессиональное развитие»). (А.Андреев также размышляет об этом сегменте образования в своей публикации.) Этот стандарт, по словам его составителей может использоваться для оценки и улучшения некредитных курсов в колледже; массовых открытых онлайн-курсов (MOOC); курсов профессиональной подготовки и развития личности, предлагаемых различными организациями - предприятиями, профессиональными организациями и ассоциациями, правительственными учреждениями и общественными организациями с особыми интересами. 

На какой вызов отвечает этот стандарт? Ответ чрезвычайно прост: описать требования к онлайн и смешанным курсам, которые обеспечивают
  • завершение обучения,
  • результаты обучения, основанные прежде всего на навыках и других критериях успеха / неуспеха обучающихся. 
Итак, смысл и назначение стандарта - описать такие требования к онлайн-курсам, каждое из которых подчиняются критериям результативности и завершенности обучения. Это фундаментальные целевые критерии, по отношению к которым все иные характеристики онлайн и смешанных курсов, описанных в стандарте (в CPE от 2015 г. 43 таких характеристики (специальные стандарты), объединенные в 8 групп (общие стандарты) являются частными, подкритериями. 
К сожалению, в своей публикации А.Андреев не обосновывает принципов отбора выдвинутых им критериев качества, опираясь на эмпирический опыт разных организаций, собственный, а также неких экспертов, позиции которых не обнародует. Увы, не всякая практика – эталон истинности, не всякое эклектичное перечисление характеристик и элементов онлайн-курсов – критерий их качества.

Интегральный критерий качества курса – его результативность  - соответствует букве и духу педагогического дизайна – системного подхода к созданию таких средств обучения и его осуществления, все составляющие которых: организация, содержание, технологии, методы,  материально-техническое обеспечение, поведение преподавателя и пр.,  -  подчинены одной цели – достижению нужных результатов обучения.  
Качественный курс – это результативный курс. 
Все остальные его свойства (например, научность, практикоориентированность), элементы (контроль, обратная связь и пр.) процессы и явления (мотивация учащегося,  общение участников обучения) и др. являются в рамках одного курса не автономными сущностями, а средствами достижения интегральной цели обучения: его результативности, то есть овладения учеником необходимыми знаниями, умениями и навыками, компетенциями и способами социального поведения.

Несложно заметить, что такой подход
  • опирается, по существу, на один-единственный критерий – результативность обучения, поскольку «прохождение» обучающимся части онлайн-курса едва ли обеспечит полноценный академический успех,
  • центрирован на студенте, результатах его, обучающегося, деятельности, а не выполнении приказов и прочих спущенных сверху инициатив.
Итак, интегральная цель обучения вообще и с помощью конкретных онлайн-курсов в частности одна – искомые  результаты обучения, достичь которых должен обучающийся. Все остальное суть средства, обеспечивающие достижение этого результата.

Противоречат ли друг другу «приказцентрированный» и струдентцентрированный подходы к качеству обучения по определению? Вовсе не обязательно. Теоретически они могут гармонично сосуществовать, разумеется, при примате критерия успешности (результативности) обучающихся. Более того, они способны дополнять, поддерживать и укреплять друг друга, порождая мощные синергетические эффекты. На практике же дело часто обстоят иначе. Не случайно, видимо, госстандарты в сфере образования на постсоветском пространстве вызывают столько дискуссий и сопротивления.  О балансе 1) центрированных на студенте и на 2) нормативно заданных извне  качеств онлайн-курсов будет повод поговорить в следующих постах и, быть может, на вебинаре «Учебный дизайн и качество онлайн-курсов».

Продолжение

1 комментарий:

  1. Мне было крайне интересно и полезно познакомиться со взглядом на проблему качества онлайн В. Наумова. Я бесконечно удовлетворен его заинтересованным и, как всегда, нестандартным подходом к анализу проблемы.
    Позволю себе высказать некоторые соображения по этому поводу.
    Я начал заниматься проблемой качества онлайн-обучения по собственной инициативе за много лет до выхода Приказа № 816, платформы Открытого образования https://openedu.ru/ и других официальных активностей. Обилие нормативных документов, вышедших в последнее время лишний раз подтверждает актуальность исследования в области квалиметрии онлайн-образования, а не какая-то «указка» сверху для старта исследований в этой области (https://yadi.sk/i/-MFyGxNNidQhng).
    Качество онлайн-обучения зависит, в первом приближении, совокупно от качества курса, преподавателей и студентов. Исследователи, включая меня, сосредоточились пока только на качестве онлайн-курсов (https://yadi.sk/i/-MFyGxNNidQhng).
    Понятно, что при оценке качества в идеале надо опираться на результат обучения. В идеале надо бы поучить студентов на оцениваемом курсе и посмотреть, достигли ли они планируемых результатов. Если да, то курс качественный. Однако для такой процедуры нужны большие материальные и людские затраты на уровне крупной НИР. Похожая задача ставилась в Проекте «Современная цифровая образовательная среда (СЦОС)» (http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf), но результаты будут, видимо, известны в 2021г. по окончанию проекта.
    В настоящий момент при экспертной оценке качества (например, как это сделано на конкурсах онлайн-курсов edtek.ru) отечественная и зарубежная научно-педагогическая общественность сошлись на том, при оценке качества что надо выбрать и согласовать критерии качества, а специально подготовленные эксперты оценят курс по этим эмпирическим критериям.
    Пока приходиться довольствоваться таким подходом и параллельно думать о других направлениях поиска «истины». Например, можно опираться на исследования российской научной школы квалиметрии Г.Г.Азгальдова (http://www.qualimetry.ru).

    ОтветитьУдалить