вторник, 4 сентября 2018 г.

Учебные эвристики: почувствуйте на себе, как это работает


Обучающимся приходится много работать с текстами: с учебниками и первоисточниками, устными речами преподающих, самим давать письменные и устные ответы. От учеников  требуется проникнуть в содержание чужих мыслей, сведения про то, что зачастую отсутствует в их личном опыте. Далеко не просто и далеко не всегда удается должным образом сделать это. Однако чтение, слушание или письмо не есть нечто сугубо стихийное и мало осознаваемое.  Тексты строятся и декодируются по определенным правилам, получившим еще в IV в. до н.э. с легкой руки древних греков название топосы.
Топосы (топы)это смысловые схемы, отражающие специфику мыслительной деятельности человека в процессе изучения или изложения той или иной темы при чтении или говорении (письме). Это ментальные (и речевые) модели, способствующие реализации правил и рекомендаций о том, как  правильно подступиться к предмету изучения и общения. 
Система топосов (топика), если верить античным мыслителям, представляет собой понятийный остов, позволяющий мыслить о любом предмете и убедительно выражать свои  мысли в речи, устой или письменной. Например, при написании эссе, защите проектов.
Не слишком ли самонадеянными были древние греки? Давайте проверим это прямо здесь и сейчас:
Шаг 1.
Выделите две-три минуты свободного времени и мысленно составьте сочинение (5-7 предложений) на тему «Что такое выходной». Сделайте паузу. Не читайте этот пост дальше, не переходите к шагу 2, пока не завершите  этот.
Шаг 2.
Составьте сочинение на тему «Что такое выходной», мысленно отвечая на вопросы в соответствии со смысловыми схемами (топиками). (Шутки при этом не возбраняются.)
  • Что является общим понятием по отношению к слову «выходной»? (топос род-вид)
  • Дайте определение понятию  выходной (топос определение, что есть что? (что является чем?)
  • Частью чего является выходной? Из чего состоит выходной?  (топос часть-целое)
  • Каковы существенные особенности, признаки выходного  (топос признаки и свойства)
  • С чем схож выходной, от чего отличен, чему противоположен, с какими образами, ассоциациями, воспоминаниями  связан? (топос сопоставление)
  • Что является причиной выходного? Его следствием?  (топос причина и следствие) и т.д.
Шаг 3.
Справились с шагом 2? Почувствовали разницу между 1-м и 2-м шагами? На каком из них мыслилось систематичнее и разнообразнее? Если не сильно почувствовали, перейдите к  следующему шагу. Точно почувствуете!
Шаг 4.
Выше вы имели дела с довольно абстрактными топосами. Давайте их упростим, приблизим к жизни, к практике. Ответьте мысленно (а можно вслух или даже письменно) на вопрос, потратьте пару-тройку  минут:
Какое определение выходному вы бы дали  как
  • пятиклассник,
  • поэт,
  • юрист,
  • грузчик,
  • домохозяйка с тремя детьми?
Есть креатив? Ожили фантазия, прошлый опыт и образы, чувство юмора, запустился внутренний диалог?
Наконец, не врали ли древние про эти топосы?

*  *  *
Специфика топосов состоит в том, что они не требуют глубоких фундаментальных  познаний в изучаемой предметной области. Однако они позволяют на основе естественной языковой компетентности приобрести такие познания естественным образом, при этом топосы и составленные на их основе вопросы сходу понятны ученикам и просты для них в применении..  Насколько шире, эмоциональнее  и глубже  вы прониклись (бы)  понятием «выходной», если буквально и педантично выполнили (бы) предыдущие задания, не так ли?  При этом сами, опираясь лишь на знание родного языка и свой опыт, актуализированный вопросами-топосами и свою языковую компетенцию).
В поверхностности топосы нельзя упрекнуть, поскольку они (при правильном применении) задают широкий набор правил и формул подходящего поведения и способов мышления  при изучении и порождении текстов. Кроме того, владея топосами,  читающий или слушающий и, особенно, отвечающий ученик обретают необходимую уверенность в себе.
Чем больше в учебном процессе, в репертуарах преподавателя и  учащегося топосов – ментальных моделей для познания и описания реальности, тем выше их компетенция как читателей и авторов устных и письменных текстов, тем качественнее обучение.  
Техника работы с топосами в обучении предельно проста – это техника правильно поставленных вопросов, которые объединяются в группы под названием «учебная эвристика».
Такие эвристики, будучи доступными ученикам, позволяют им устанавливать большое количество связей между описываемых в текстах фактами, а также  соотносить их с личным опытом и представлениями. Снабжать учеников такими вопросами, добиваться, чтобы они становились основой их ментальных процессов  на лекциях, при самостоятельном чтении дома, в ходе устных и письменных ответов – очень эффективный метод обучения и организации самостоятельной работы.
Любой обучающий курс, любая специальность  есть не что иное, как набор более или менее правильно оформленных в словесной или иной знаковой форме топосов – мыслительных схем. Причем в разных предметных областях свои топосы. Протоколы поведения при пожаре и при родовспоможении, к примеру, не взаимозаменяемы. В практикоориентированном обучении топосы представляют собой  достаточно развернутые планы действий. Отвечая на правильно поставленные вопросы эвристик, созданных на основе топосов (см. шаги 1-4 выше, к примеру), мы поставим ученика в активную позицию, задействуем его индивидуальный интерес, личные мнения, опыт и креативность, гармонично сопряжем их с содержанием обучения, с «чужими мыслями», побудим вступить с ними во внутренний или внешний диалог.


Публикации на эту же тему:


Комментариев нет:

Отправить комментарий